Лекция по Безопасности жизнедеятельности
- Лекция по Безопасности жизнедеятельности
- 1.2 Основные понятия и определения БЖД
- 1.3 Опасность, номенклатура опасностей, таксономия опасностей
- Тема 2: Концепция приемлемого (допустимого риска)
- 2.2. Управление риском. Системный анализ безопасности.
- 2. 3. Анализ причинно-следственных связей между реализованными опасностями и причинами.
- 2.4.Логические операции при системном анализе безопасности.
- Тема 3: Принципы, методы и средства обеспечения безопасности деятельности
- 3.2 Методы обеспечения безопасности. Классификация. Определения
- 3.3 Основы управления безопасностью деятельности
- 3.4 Функции управления БЖД
- Тема 4: Психология БЖД (антропогенные опасности)
- 4.2. Психические процессы и состояния.
- 4.3. Особые психические состояния.
- 4.4. Мотивация деятельности
- Тема 5: Социальные опасности
- Тема 6: Экологические опасности
- 6.2 Источники экологических опасностей
- 6.3 Тяжёлые металлы
- 6.4 Пестициды
- 6.5 Диоксины
- 6.6 Серы, фосфора и азота
- 6.7 Фреоны
- 6.8 Продукты питания
- Тема 7: Природные опасности
- 7.2 Литосферные опасности
- 7.3 Гидросферные опасности
- 6.4 Атмосферные опасности
- 7.5 Космические опасности
Тема 6. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОПАСНОСТИ
1. Экологические системы и их состояния
В начале 60-х гг. нашего столетия человечество впервые стало осознавать серьезность встающих перед ним экологических проблем. Реальностью стали глобальное потепление климата, возникновение озоновых дыр над полюсами, распространение токсикантов и загрязнение воды, воздуха, почв, продуктов питания вредными химическими веществами, вымирание многих видов растений и животных, снижение биоразнообразия в результате деятельности растущего народонаселения планеты.
Сегодня скорость увеличения вредного воздействия средовых факторов и интенсивность их влияния уже выходит за пределы биологической приспособляемости экосистем к изменениям среды обитания и создает прямую угрозу жизни и здоровью населения. В современных условиях нестабильной социально-экономической обстановки эти негативные тенденции особо проявляются и в нашей стране.
Принципиальный недостаток развиваемых до последнего времени технологий заключается в том, что они приводят к нарушению круговорота веществ в биосфере, при которой природные ресурсы превращаются в загрязнение окружающей среды. Если очистительная способность окружающей природной среды недостаточна для нейтрализации загрязнений, то они неблагоприятно действуют на здоровье людей, технологические процессы в производстве и на возобновляемые природные ресурсы (рис. 43).
При этом невозобновляемые ресурсы растрачиваются нерационально и в конечном итоге истощаются. Используя показатели темпов самовосстановления природных систем (если самовосстановление возможно) и качественно-количественного состояния биомассы и биологической продуктивности экосистем, можно выделить следующие градации:
1) естественное состояние — наблюдается лишь фоновое антропогенное воздействие, биомасса максимальна, биологическая продуктивность минимальна;
2) равновесное состояние — скорость восстановительных процессов выше или равна темпу нарушений, биологическая продуктивность больше естественной, биомасса начинает снижаться;
3) кризисное состояние — антропогенные нарушения превышают по скорости естественно-восстановительные процессы, но сохраняется естественный характер экосистем, биомасса снижена, биологическая продуктивность резко повышена;
4) критическое состояние — обратимая замена прежде ^Ществовавших экологических систем под антропогенным воздействием на менее продуктивные (частичное опустынивание), биомасса мала и как правило снижается;
5) катастрофическое состояние — труднообратимый процесс закрепления малопродуктивных экосистем (сильное опустынивание), биомасса и биологическая продуктивность минимальны;
6) состояние коллапса — необратимая утеря биологической продуктивности, биомасса стремится к нулю.
Помимо природно-экологической классификации угасания природы рассмотрим медико-социальную шкалу, так как мы должны учитывать не только изменения в биосфере, но и как эти изменения могут влиять на здоровье человека. Существуют следующие четыре градации, учитывающие только что изложенную классификацию состояний природы.
– Благополучная ситуация — происходит устойчивый рост продолжительности жизни, заболеваемость снижается.
– Зона напряженной экологической ситуации (экологически проблемная зона): ареал, в пределах которого наблюдается переход состояния природы от кризисного к критическому, и территория, где отдельные показатели здоровья населения (заболеваемость детей, взрослых, чисто психологических отклонений и т. п.) достоверно выше нормы, существующей аналогичных местах страны, не подвергающй выраженному антропогенному воздействию данного типа, но это не приводит к заметным и статистич- ки достоверным изменениям продолжительности жизни населения и более ранней инвалидности людей, профессионально не связанных с источником воздействия. Учитывать необходимо различные группы населения — коренного, мигрантов и т. п.
- Зона экологического бедствия: ареал, в пределах которого наблюдается переход от критического состояния природы к катастрофическому, и территория, в пределах которой в результате антропогенного (реже природного) воздействия невозможно социально-экономически оправданное (традиционное или научно рекомендованное) хозяйство; показатели здоровья населения (детская смертность, заболеваемость детей и взрослых, психические отклонения и т. п.), частота и скорость наступления инвалидности достоверно выше, а продолжительность жизни людей заметно и статистически достоверно ниже, чем на аналогичных территориях, не подвергшихся подобным воздействиям или бывших в том же ареале до констатации рассматриваемых воздействий. Сопряженные изменения в показателях здоровья и смертности населения должны быть выше, чем естественно наблюдаемые колебания в пределах существующей в данном или аналогичном регионе нормы (сейчас или в прошлом).
- Зона экологической катастрофы: переход состояния природы от катастрофической фазы к коллапсу, что делает территорию непригодной для жизни человека (например, некоторые районы Приаралья и Сахеля);
возникший в результате природных или антропоген-ных явлений ареал, смертельно опасный для постоянной жизни людей (они могут там находиться лишь короткое время), например зона Чернобыльской катастрофы; ареал разрушительной природной катастрофы, например, мощного землетрясения, цунами и т. п. Еще раз необходимо напомнить о возможности и предпочтительности расчетных показателей. Целесообразно выделение зон потенциально напряженной экологической ситуации, экологического бедствия и такой же катастрофы.На основании приведенных критериев оценивается экологическое положение различных территорий и его