Лекция по Безопасности жизнедеятельности

4. Мотивация деятельности.

Мотивация или побуждение — это такие функцио­нальные состояния организма, при которых человек стре­мится совершать действия, направленные на достиже­ние определенных потребностей и результатов.

В деятельности человека проявляются 5 основных мотивов: выгода, безопасность, удобство, удовлетво­ренность, нивели-рование (быть не хуже других). Указанные мотивы нередко вступают в противоре­чие между собой. Поэтому важно знать за-кономерности, которым подчиняется мотивация деятельности. Исследования показали, что при выполнении простейших заданий, где вероятность успе­ха была близка к единице, мо­тивация была близка к нулю. Мотивация падала до нуля и при выполнении особо трудных заданий, где вероятность дос­тижения цели была очень мала и надежд на успех почти не было. Наибольшая сила мотива возника­ла к выполнению действий средней трудности, где имелось достаточно надежд на успех, но где присут­ствовали и трудности, делающие такой успех привле­кательным.

Показано, что характер связи между трудностью действия и силой мотива к его выполнению зависит от свойств нервной систе­мы. Так, испытуемые, отличающиеся более слабой нерв­ной системой, как правило, были сильнее мотивированы на выполнение более простых действий, чем осталь­ные. У таких людей максимум мотивации проявлялся в задачах, где имелось больше надежды на ус­пех. Испытуемые же, отличающиеся более сильной не­рвной системой, напротив, были склонны стремиться к выполнению действий такой степени трудности, кото­рая превышала среднюю.

В исследованиях обнаружена любопытная связь: испытуемые более слабого типа, наряду с более простыми задачами, нередко предпочитали и задачи очень высокой сложности. Такой, казалось бы, неожиданный факт объясняется следующим образом. Люди подобной категории весьма чувствительны к оценке их личностных качеств в общественном мнении, к угрозе их репутации. Если выбирается очень сложная задача и не удается ее решить, то такая неудача их репутации не грозит. Нерешение задачи средней сложности, а тем более простой уже может служить свидетельством недостатка их индивидуальных качеств. Боязнь прояв­ления такой несостоятельности толкает иногда дан­ную категорию людей на выбор задач особо высокой сложности.

5. Методы повышения безопасности.

В действиях человека психологи выделяют три функ­циональные части: мотивационную, ориентировочную и исполнительную. Нарушение в любой из этих частей влечет за собой нарушение действий в целом.

Человек нарушает требования безопасности по сле­дующим причинам: по незнанию этих требований; по нежеланию выполнять известные ему требования безопасности; в связи с неумением выполнить требования; в связи с невозможностью выполнить требования (по причинам, не зависящим от человека).

В психологической классификации причин возник­новения опасных ситуаций и несчастных случаев выделяют 3 класса.

Нарушение мотивационной части действий. Прояв­ляется в нежелании выполнять определенные действия (операции). Нарушение может быть относительно по­стоянным (человек недооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно относится к трудовым и (или) тех­ническим регламентациям, безопасный труд не стиму­лируется и т. п.) и временным (человек в состоянии деп­рессии, алкогольного опьянения).

Нарушение ориентировочной части действий. Про­является в незнании правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда и способов их выполнения.

Нарушение исполнительной части. Проявляется в невыполнении правил (инструкций, предписаний, норм и т. д.) вследствие несоответствия психических и физи­ческих возможностей человека требованиям работы. Та­кое несоответствие, как и в случае с нарушением мотивационной части действий, может быть постоянным (недостаточная координация, плохая концентрация вни­мания, несоответствие роста габаритам обслуживаемого оборудования и т. д.) и временным (переутомление, по­нижение трудоспособности, ухудшение состояния здо­ровья, стресс, алкогольное опьянение).

Эта классификация предоставляет реальную возмож­ность в соответствии с каждой группой причин возник­новения опасных ситуаций и несчастных случаев на­значить группу профилактических мероприятий в каждой части: мотивационная часть — пропаганда и воспитание; ориентировочная — обучение, отработка навыков; исполнительная — профотбор, медицинское обследование.

Вы здесь: Главная БЖД и Охрана труда Безопасность жизнедеятельности Лекция по Безопасности жизнедеятельности