Лекция по Безопасности жизнедеятельности
- Лекция по Безопасности жизнедеятельности
- 1.2 Основные понятия и определения БЖД
- 1.3 Опасность, номенклатура опасностей, таксономия опасностей
- Тема 2: Концепция приемлемого (допустимого риска)
- 2.2. Управление риском. Системный анализ безопасности.
- 2. 3. Анализ причинно-следственных связей между реализованными опасностями и причинами.
- 2.4.Логические операции при системном анализе безопасности.
- Тема 3: Принципы, методы и средства обеспечения безопасности деятельности
- 3.2 Методы обеспечения безопасности. Классификация. Определения
- 3.3 Основы управления безопасностью деятельности
- 3.4 Функции управления БЖД
- Тема 4: Психология БЖД (антропогенные опасности)
- 4.2. Психические процессы и состояния.
- 4.3. Особые психические состояния.
- 4.4. Мотивация деятельности
- Тема 5: Социальные опасности
- Тема 6: Экологические опасности
- 6.2 Источники экологических опасностей
- 6.3 Тяжёлые металлы
- 6.4 Пестициды
- 6.5 Диоксины
- 6.6 Серы, фосфора и азота
- 6.7 Фреоны
- 6.8 Продукты питания
- Тема 7: Природные опасности
- 7.2 Литосферные опасности
- 7.3 Гидросферные опасности
- 6.4 Атмосферные опасности
- 7.5 Космические опасности
4. Мотивация деятельности.
Мотивация или побуждение — это такие функциональные состояния организма, при которых человек стремится совершать действия, направленные на достижение определенных потребностей и результатов.
В деятельности человека проявляются 5 основных мотивов: выгода, безопасность, удобство, удовлетворенность, нивели-рование (быть не хуже других). Указанные мотивы нередко вступают в противоречие между собой. Поэтому важно знать за-кономерности, которым подчиняется мотивация деятельности. Исследования показали, что при выполнении простейших заданий, где вероятность успеха была близка к единице, мотивация была близка к нулю. Мотивация падала до нуля и при выполнении особо трудных заданий, где вероятность достижения цели была очень мала и надежд на успех почти не было. Наибольшая сила мотива возникала к выполнению действий средней трудности, где имелось достаточно надежд на успех, но где присутствовали и трудности, делающие такой успех привлекательным.
Показано, что характер связи между трудностью действия и силой мотива к его выполнению зависит от свойств нервной системы. Так, испытуемые, отличающиеся более слабой нервной системой, как правило, были сильнее мотивированы на выполнение более простых действий, чем остальные. У таких людей максимум мотивации проявлялся в задачах, где имелось больше надежды на успех. Испытуемые же, отличающиеся более сильной нервной системой, напротив, были склонны стремиться к выполнению действий такой степени трудности, которая превышала среднюю.
В исследованиях обнаружена любопытная связь: испытуемые более слабого типа, наряду с более простыми задачами, нередко предпочитали и задачи очень высокой сложности. Такой, казалось бы, неожиданный факт объясняется следующим образом. Люди подобной категории весьма чувствительны к оценке их личностных качеств в общественном мнении, к угрозе их репутации. Если выбирается очень сложная задача и не удается ее решить, то такая неудача их репутации не грозит. Нерешение задачи средней сложности, а тем более простой уже может служить свидетельством недостатка их индивидуальных качеств. Боязнь проявления такой несостоятельности толкает иногда данную категорию людей на выбор задач особо высокой сложности.
5. Методы повышения безопасности.
В действиях человека психологи выделяют три функциональные части: мотивационную, ориентировочную и исполнительную. Нарушение в любой из этих частей влечет за собой нарушение действий в целом.
Человек нарушает требования безопасности по следующим причинам: по незнанию этих требований; по нежеланию выполнять известные ему требования безопасности; в связи с неумением выполнить требования; в связи с невозможностью выполнить требования (по причинам, не зависящим от человека).
В психологической классификации причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев выделяют 3 класса.
Нарушение мотивационной части действий. Проявляется в нежелании выполнять определенные действия (операции). Нарушение может быть относительно постоянным (человек недооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно относится к трудовым и (или) техническим регламентациям, безопасный труд не стимулируется и т. п.) и временным (человек в состоянии депрессии, алкогольного опьянения).
Нарушение ориентировочной части действий. Проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда и способов их выполнения.
Нарушение исполнительной части. Проявляется в невыполнении правил (инструкций, предписаний, норм и т. д.) вследствие несоответствия психических и физических возможностей человека требованиям работы. Такое несоответствие, как и в случае с нарушением мотивационной части действий, может быть постоянным (недостаточная координация, плохая концентрация внимания, несоответствие роста габаритам обслуживаемого оборудования и т. д.) и временным (переутомление, понижение трудоспособности, ухудшение состояния здоровья, стресс, алкогольное опьянение).
Эта классификация предоставляет реальную возможность в соответствии с каждой группой причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев назначить группу профилактических мероприятий в каждой части: мотивационная часть — пропаганда и воспитание; ориентировочная — обучение, отработка навыков; исполнительная — профотбор, медицинское обследование.