link2368 link2369 link2370 link2371 link2372 link2373 link2374 link2375 link2376 link2377 link2378 link2379 link2380 link2381 link2382 link2383 link2384 link2385 link2386 link2387 link2388 link2389 link2390 link2391 link2392 link2393 link2394 link2395 link2396 link2397 link2398 link2399 link2400 link2401 link2402 link2403 link2404 link2405 link2406 link2407 link2408 link2409 link2410 link2411 link2412 link2413 link2414 link2415 link2416 link2417 link2418 link2419 link2420 link2421 link2422 link2423 link2424 link2425 link2426 link2427 link2428 link2429 link2430 link2431 link2432 link2433 link2434 link2435 link2436 link2437 link2438 link2439 link2440 link2441 link2442 link2443 link2444 link2445 link2446 link2447 link2448 link2449 link2450 link2451 link2452 link2453 link2454 link2455 link2456 link2457 link2458 link2459 link2460 link2461 link2462 link2463 link2464 link2465 link2466 link2467 link2468 link2469 link2470 link2471 link2472 link2473 link2474 link2475 link2476 link2477 link2478 link2479 link2480 link2481 link2482 link2483 link2484 link2485 link2486 link2487 link2488 link2489 link2490 link2491 link2492 link2493 link2494 link2495 link2496 link2497 link2498 link2499 link2500 link2501 link2502 link2503 link2504 link2505 link2506 link2507 link2508 link2509 link2510 link2511 link2512 link2513 link2514 link2515

Лекция по Безопасности жизнедеятельности

4. Мотивация деятельности.

Мотивация или побуждение — это такие функцио­нальные состояния организма, при которых человек стре­мится совершать действия, направленные на достиже­ние определенных потребностей и результатов.

В деятельности человека проявляются 5 основных мотивов: выгода, безопасность, удобство, удовлетво­ренность, нивели-рование (быть не хуже других). Указанные мотивы нередко вступают в противоре­чие между собой. Поэтому важно знать за-кономерности, которым подчиняется мотивация деятельности. Исследования показали, что при выполнении простейших заданий, где вероятность успе­ха была близка к единице, мо­тивация была близка к нулю. Мотивация падала до нуля и при выполнении особо трудных заданий, где вероятность дос­тижения цели была очень мала и надежд на успех почти не было. Наибольшая сила мотива возника­ла к выполнению действий средней трудности, где имелось достаточно надежд на успех, но где присут­ствовали и трудности, делающие такой успех привле­кательным.

Показано, что характер связи между трудностью действия и силой мотива к его выполнению зависит от свойств нервной систе­мы. Так, испытуемые, отличающиеся более слабой нерв­ной системой, как правило, были сильнее мотивированы на выполнение более простых действий, чем осталь­ные. У таких людей максимум мотивации проявлялся в задачах, где имелось больше надежды на ус­пех. Испытуемые же, отличающиеся более сильной не­рвной системой, напротив, были склонны стремиться к выполнению действий такой степени трудности, кото­рая превышала среднюю.

В исследованиях обнаружена любопытная связь: испытуемые более слабого типа, наряду с более простыми задачами, нередко предпочитали и задачи очень высокой сложности. Такой, казалось бы, неожиданный факт объясняется следующим образом. Люди подобной категории весьма чувствительны к оценке их личностных качеств в общественном мнении, к угрозе их репутации. Если выбирается очень сложная задача и не удается ее решить, то такая неудача их репутации не грозит. Нерешение задачи средней сложности, а тем более простой уже может служить свидетельством недостатка их индивидуальных качеств. Боязнь прояв­ления такой несостоятельности толкает иногда дан­ную категорию людей на выбор задач особо высокой сложности.

5. Методы повышения безопасности.

В действиях человека психологи выделяют три функ­циональные части: мотивационную, ориентировочную и исполнительную. Нарушение в любой из этих частей влечет за собой нарушение действий в целом.

Человек нарушает требования безопасности по сле­дующим причинам: по незнанию этих требований; по нежеланию выполнять известные ему требования безопасности; в связи с неумением выполнить требования; в связи с невозможностью выполнить требования (по причинам, не зависящим от человека).

В психологической классификации причин возник­новения опасных ситуаций и несчастных случаев выделяют 3 класса.

Нарушение мотивационной части действий. Прояв­ляется в нежелании выполнять определенные действия (операции). Нарушение может быть относительно по­стоянным (человек недооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно относится к трудовым и (или) тех­ническим регламентациям, безопасный труд не стиму­лируется и т. п.) и временным (человек в состоянии деп­рессии, алкогольного опьянения).

Нарушение ориентировочной части действий. Про­является в незнании правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда и способов их выполнения.

Нарушение исполнительной части. Проявляется в невыполнении правил (инструкций, предписаний, норм и т. д.) вследствие несоответствия психических и физи­ческих возможностей человека требованиям работы. Та­кое несоответствие, как и в случае с нарушением мотивационной части действий, может быть постоянным (недостаточная координация, плохая концентрация вни­мания, несоответствие роста габаритам обслуживаемого оборудования и т. д.) и временным (переутомление, по­нижение трудоспособности, ухудшение состояния здо­ровья, стресс, алкогольное опьянение).

Эта классификация предоставляет реальную возмож­ность в соответствии с каждой группой причин возник­новения опасных ситуаций и несчастных случаев на­значить группу профилактических мероприятий в каждой части: мотивационная часть — пропаганда и воспитание; ориентировочная — обучение, отработка навыков; исполнительная — профотбор, медицинское обследование.

Вы здесь: Главная БЖД и Охрана труда Безопасность жизнедеятельности Лекция по Безопасности жизнедеятельности