Лекции по криминологии. Часть 1
- Лекции по криминологии. Часть 1
- Цели и задачи криминологии
- Возникновение криминологии
- Антропологическое направление в криминологии
- Российский период в истории криминологии Беларуси.
- Советский период в истории криминологии Беларуси
- Криминология в постсоветской Беларуси
- Понятие методологии и методики
- Специальные методы криминологических исследований
- Организация криминологического исследования.
- Основные характеристики преступности.
- Количественно-качественные показатели преступности.
- Понятие личности преступника
- Структура личности преступника.
- Классификация преступников
- Типология преступников
- Понятие механизма преступного поведения.
- Мотивация преступного поведения
- Криминогенная ситуация в механизме конкретного преступления
- Виктимологический аспект механизма конкретного преступления
- Детерминация. Причинность.
- Основные подходы в исследовании причин преступности
- Социальная обусловленность причин преступности.
- Биологические и биосоциальные концепции причин преступности
- Социологические и социопсихологические концепции причин преступности.
- Криминологический прогноз и прогнозирование
- Криминологическое планирование
- Понятие и принципы предупреждения преступности
- Объекты деятельности по профилактике преступлений
- Уровни предупреждения преступности и меры профилактики преступлений.
- Виктимологический аспект профилактики преступлений
- Понятие, свойства, виды и источники криминологической информации
- Тенденции преступности в мире
- Международные организации, занимающиеся вопросами сотрудничества стран в борьбе с преступностью.
Тема 3. Методика криминологических исследований
1. Понятие методологии и методики.
Осуществление криминологических исследований предполагает знание методологии и методов, ведущих к реализации поставленной цели. Метод — это прием, способ исследования. Метод — система правил (требований), ориентирующих человека в его познавательной деятельности. Метод не произволен и не случаен. Он обусловливается содержанием поставленной цели.
Термин «методология» многозначен. Он употребляется в различных смыслах. Одни авторы под методологией понимают учение о методах познания. Другие — всю совокупность методов, применяемых в процессе познания. Третьи — не все методы, а лишь всеобщий, философский метод.
В качестве методологии выступают общие диалектические законы познания окружающего мира.
В криминологии нет единой методологической основы теорий причин преступности. Основу большинства из них составляют такие направления в философии, как позитивизм, прагматизм, эмпиризм, эклектизм. Поэтому параллельно существуют биологические, биосоциальные, социологические и социопсихологические теории причин преступности, мало связанные между собой.
Под методикой криминологических исследований понимают совокупность конкретных приемов, способов, средств сбора, обработки и анализа информации о преступности, ее причинах и условиях, личности преступника, мерах борьбы с ней.
2. Всеобщие методы исследования в криминологии.
Методологическая основа криминологии — это те воззрения, которые предоставляет сознание для решения криминологических проблем. Общие мировоззренческие принципы определяются избираемой ученым концепцией видения окружающего мира. Сознание общества предоставляет определенные воззрения для решения криминологических проблем сначала на практико-прикладном, а затем и на теоретическом уровне.
Методологическая основа криминологических учений менялась с развитием общечеловеческой культуры и систем мировоззрения. Исторически методологическую основу криминологических мыслей, а затем и учений в разные периоды составляли религиозно-мифологические воззрения, философия, теология, логико-рационалистические рассуждения, позитивизм, диалектический материализм.
Современное криминологическое познание базируется на использовании общих диалектических законов познания окружающего мира: единства и борьбы противоположностей; взаимного перехода количественных и качественных изменений; отрицания отрицания, а также на использовании таких философских категорий, как количество и качество, внешнее и внутреннее, содержание и форма, необходимость и случайность, причина и следствие, общее, особенное и единичное и др.
Диалектические законы познания дают возможность вскрыть общие закономерности криминологии.
3. Применение в криминологии общенаучных методов познания.
Общенаучные методы познания — методы, используемые любой наукой. В криминологии применяются: метод восхождения от абстрактного к конкретному; гипотеза; системно-структурный анализ; исторический метод; сравнение; динамические и статистические методы.
Метод восхождения от абстрактного к конкретному позволяет проникнуть в сущность исследуемого предмета, представить во взаимосвязи и взаимозависимости все его необходимые стороны и отношения. Восхождение от абстрактного к конкретному — это две взаимосвязанные и внутренне единые ступени движения познания. Познание начинается с исследования конкретного, с анализа и обобщения эмпирического материала. На этой ступени выделяются и исследуются наиболее общие, абстрактные понятия. Затем на основе наиболее общих понятий происходит объяснение всего богатства и многообразия конкретных явлений.
Гипотеза — научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования, чтобы стать достоверной научной теорией.
Исторический метод — совокупность способов, приемов, процедур, используемых для ретроспективного изучения как самой криминологии, так и преступности, личности преступников и других элементов предмета криминологии. Данный метод предполагает рассмотрение изучаемого объекта за определенный период в движении и развитии. Он требует начинать исследование объекта с тех сторон, отношений, которые исторически предшествовали другим. Исторический метод позволяет воспроизвести логику возникновения, формирования и развития исследуемого явления, необходимую историческую связь между его сторонами.