Лекции по криминологии. Часть 1
- Лекции по криминологии. Часть 1
- Цели и задачи криминологии
- Возникновение криминологии
- Антропологическое направление в криминологии
- Российский период в истории криминологии Беларуси.
- Советский период в истории криминологии Беларуси
- Криминология в постсоветской Беларуси
- Понятие методологии и методики
- Специальные методы криминологических исследований
- Организация криминологического исследования.
- Основные характеристики преступности.
- Количественно-качественные показатели преступности.
- Понятие личности преступника
- Структура личности преступника.
- Классификация преступников
- Типология преступников
- Понятие механизма преступного поведения.
- Мотивация преступного поведения
- Криминогенная ситуация в механизме конкретного преступления
- Виктимологический аспект механизма конкретного преступления
- Детерминация. Причинность.
- Основные подходы в исследовании причин преступности
- Социальная обусловленность причин преступности.
- Биологические и биосоциальные концепции причин преступности
- Социологические и социопсихологические концепции причин преступности.
- Криминологический прогноз и прогнозирование
- Криминологическое планирование
- Понятие и принципы предупреждения преступности
- Объекты деятельности по профилактике преступлений
- Уровни предупреждения преступности и меры профилактики преступлений.
- Виктимологический аспект профилактики преступлений
- Понятие, свойства, виды и источники криминологической информации
- Тенденции преступности в мире
- Международные организации, занимающиеся вопросами сотрудничества стран в борьбе с преступностью.
4. Российский период в истории криминологии Беларуси.
В 1795 г. белорусские земли были воссоединены с Россией. С этого времени Беларусь существовала как составная часть России. Поэтому в истории криминологии Беларуси выделяется ее российский период.
До октября 1917 года в России криминология изучалась в рамках уголовного права. Самостоятельной науки криминологии не было.
Основной школой было не антропологическое, а социологическое направление, в рамках которого выделялись правое и левое крыло.
Основанием выделения правого и левого крыла в социологической школе являлись различные методологические позиции криминологов в изучении закономерностей развития преступности.
Правое крыло важнейшим методом исследования закономерностей преступности считало статистический анализ. Оно развивало теорию факторов.
Представителями правового крыла социологической школы в России были А.Н. Радищев, К. Герман, М.В. Духовской, И.Я. Фойницкий, М.Н. Гернет, А.А. Пионтковский, М.П. Чубинский.
На основе статистических методов изучения факторов преступности представители правого крыла показывали, что преступность есть определенное состояние социального организма, что между различными социально-экономическими и психологическими характеристиками личности преступника, с одной стороны, и фактами нарушения уголовного закона — с другой, существует зависимость.
Представителями левого крыла были М.М. Исаев, Н.Н. Полянский, Х.М. Чарихов. Они пытались преодолеть методологическую ограниченность теории факторов, перейдя на новые методологические позиции — диалектический метод познания преступности, включив в предмет познания не только правовое регулирование поведения граждан, но и социальную обусловленность человеческих поступков в широком смысле.
К антропологическому направлению в России относят работы Д.А. Дриля.
В царской России криминологические исследования были положены в основу Устава о предупреждении преступности, принятого еще в 1832 г. Данный Устав обновлялся в 1842, 1857 и 1900 годах.