Лекции по криминологии. Часть 1
- Лекции по криминологии. Часть 1
- Цели и задачи криминологии
- Возникновение криминологии
- Антропологическое направление в криминологии
- Российский период в истории криминологии Беларуси.
- Советский период в истории криминологии Беларуси
- Криминология в постсоветской Беларуси
- Понятие методологии и методики
- Специальные методы криминологических исследований
- Организация криминологического исследования.
- Основные характеристики преступности.
- Количественно-качественные показатели преступности.
- Понятие личности преступника
- Структура личности преступника.
- Классификация преступников
- Типология преступников
- Понятие механизма преступного поведения.
- Мотивация преступного поведения
- Криминогенная ситуация в механизме конкретного преступления
- Виктимологический аспект механизма конкретного преступления
- Детерминация. Причинность.
- Основные подходы в исследовании причин преступности
- Социальная обусловленность причин преступности.
- Биологические и биосоциальные концепции причин преступности
- Социологические и социопсихологические концепции причин преступности.
- Криминологический прогноз и прогнозирование
- Криминологическое планирование
- Понятие и принципы предупреждения преступности
- Объекты деятельности по профилактике преступлений
- Уровни предупреждения преступности и меры профилактики преступлений.
- Виктимологический аспект профилактики преступлений
- Понятие, свойства, виды и источники криминологической информации
- Тенденции преступности в мире
- Международные организации, занимающиеся вопросами сотрудничества стран в борьбе с преступностью.
Тема 8. Основные концепции причин преступности
1. Биологические и биосоциальные концепции причин преступности.
Сравнительная теоретическая криминология включает различные по содержанию, мало связанные между собой, часто противоречащие друг другу объяснения причин преступности.
Множественность теорий причин преступности отражает, во-первых, попытки найти ответ на практический вопрос: что делать с преступностью, которая вышла из-под контроля и сама контролирует общество. Во-вторых, — отсутствие единой методологической базы.
В зависимости от характера объяснений причин преступности всю совокупность теорий сводят к двум крупным школам — биологической и социологической. В свою очередь они включают разные точки зрения на причины преступного поведения.
Биологический (антропологический) подход к преступнику нашел свое выражение в работе итальянского судебного психиатра Ч. Ломброзо «Преступный человек» (1876).
Ч. Ломброзо разработал теорию прирожденного преступника. Причину возникновения преступности он связывал с анатомическими особенностями человеческого тела: скошенный лоб, удлиненные или, наоборот, неразвитые мочки ушей, крупный подбородок, складки лица, чрезмерная волосатость или облысение и т.п.
В 1913 г. Чарльз Б. Горинг (1870-1919), врач королевской тюрьмы в Англии, опубликовал работу «Заключенный в Англии», выводы которой были диаметрально противоположны теории наследственной предрасположенности к совершению преступления.
В результате учение Ч. Ломброзо о физических типах преступников было почти забыто.
Итальянец Рафаэль Гарофало разработал теорию опасного состояния, которая была изложена им в книге «Критерии опасного состояния» (1880 г.).
Под опасным состоянием он понимал внутренне присущую человеку склонность к совершению преступления. Гарофало предлагал: 1) лишать жизни тех, чьи преступные деяния проистекают из неустранимых психических аномалий, делающих их неспособными к жизни в обществе; 2) частично устранять или подвергать длительному заключению тех, кто способен только к образу жизни кочевников и примитивных племен; 3) принудительно исправлять тех, у кого недостаточно развиты альтруистические чувства, но кто совершил преступление при чрезвычайном стечении обстоятельств и вряд ли когда-либо повторит их снова.
Немецкий психиатр Эрнест Кречмер (1888-1964) разработал теорию конституционального предрасположения, согласно которой между строением тела, характером и поведением человека существует прямая связь. Он выделил четыре типа людей, каждому из которых соответствует свой темперамент. Кречмер считал, что определенному типу строения человеческого тела и характера соответствует и особый вид преступного поведения.
Эрнест А. Хутен (1887-1954) из Гарвардского университета разделил заключенных на девять расовых типов, сделав вывод, что в каждой расе есть биологически неполноценные представители.
Вильям Х. Шелдон, ученик Хутена, доказывал наличие связи между физической конституцией и преступным поведением.
Ряд ученых считали существенным фактором формирования преступного поведения дисфункцию желез внутренней секреции. Другие утверждали, что подобная взаимосвязь не может быть доказана.
Французский психолог и криминолог Г. Тард в 1890 г. выдвинул теорию обучения. Он считал, что всякому поведению, включая и преступное, обучаются. Следовательно, причины преступности надо искать в «подражании» и «обучении». Главный вывод сторонников теории обучения в том, что преступником может стать любой человек. Прирожденных преступников не бывает.
Наследственная теория в современном осмыслении распадается на несколько разновидностей.
В 1877 г. Ричард Дакдейл опубликовал исследование семьи, отличавшейся умственной отсталостью. Ученый сделал вывод, что дегенеративность и врожденная неполноценность являются основной причиной преступности. Его теория получила название теории семейной предрасположенности.
В 1924 г. Мерчисон, осуществив сравнение преступников и непреступников по уровню умственного развития, заявил, что между уровнем умственного развития и преступностью связи не существует.
В 60-х годах ХХ века возникла хромосомная теория объяснения причин преступления. Хромосомная теория гласит, что наличие у мужчины комбинации хромосом XYY является существенным фактором формирования преступного поведения. Нормальным сочетанием хромосом для мужчин является сочетание XY. 26 августа 1961 г. английский журнал «Ланцет» сообщил об открытии сочетания хромосом XYY у взрослого мужчины (американца). В результате проведенного в 1967 г. в тюрьме Мельбурна исследования была выдвинута гипотеза о существовании связи между комбинацией хромосом XYY и совершением преступлений.
Однако наличие такой связи практически не подтверждено.
К биологическим теориям относят теорию психоанализа З. Фрейда (1856-1939). По мнению австрийского врача-психопатолога, причины преступного поведения следует искать в психосексуальных конфликтах, с которыми человек сталкивается в раннем детстве. Неудовлетворенные влечения, по Фрейду, вытесняются из сознания в область бессознательного и продолжают оказывать решающее влияние на поведение человека.
В 1929 г. Ганс Бергер в Германии впервые использовал электроэнцефалограф для чтения мозговых ритмов. Им была высказана мысль о связи между нарушением ритмов мозговых волн и некоторыми видами отклоняющегося поведения. На наличие такой связи указывала в 1945 г. в своей работе Лоретта Бендер. Стаффорд-Кларк в 1950 г. использовал электроэнцефалограф, пытаясь объяснить феномен патологических убийств.
В заключение следует сказать, что индивидуальные свойства и качества, в том числе врожденные, безусловно, предопределяют многое в поведении человека. Предопределяют, но не являются причинами.