Лекции по криминологии. Часть 1
- Лекции по криминологии. Часть 1
- Цели и задачи криминологии
- Возникновение криминологии
- Антропологическое направление в криминологии
- Российский период в истории криминологии Беларуси.
- Советский период в истории криминологии Беларуси
- Криминология в постсоветской Беларуси
- Понятие методологии и методики
- Специальные методы криминологических исследований
- Организация криминологического исследования.
- Основные характеристики преступности.
- Количественно-качественные показатели преступности.
- Понятие личности преступника
- Структура личности преступника.
- Классификация преступников
- Типология преступников
- Понятие механизма преступного поведения.
- Мотивация преступного поведения
- Криминогенная ситуация в механизме конкретного преступления
- Виктимологический аспект механизма конкретного преступления
- Детерминация. Причинность.
- Основные подходы в исследовании причин преступности
- Социальная обусловленность причин преступности.
- Биологические и биосоциальные концепции причин преступности
- Социологические и социопсихологические концепции причин преступности.
- Криминологический прогноз и прогнозирование
- Криминологическое планирование
- Понятие и принципы предупреждения преступности
- Объекты деятельности по профилактике преступлений
- Уровни предупреждения преступности и меры профилактики преступлений.
- Виктимологический аспект профилактики преступлений
- Понятие, свойства, виды и источники криминологической информации
- Тенденции преступности в мире
- Международные организации, занимающиеся вопросами сотрудничества стран в борьбе с преступностью.
Тема 2. История развития криминологии
1. Возникновение криминологии.
Возникновение криминологии как самостоятельной науки относится к середине XIX в. В истории криминологии выделяют три периода (школы): классический, позитивисткий и плюралистический.
Классическая школа возникла после появления в 1765 г. работы Ч. Беккариа (1738-1794 гг.) «О преступлениях и наказаниях».
Классической эта школа называется потому, что в ее рамках впервые сложилась относительно полная система воззрений в области криминологии.
Классическая школа отвергла религиозные истолкования преступления как проявления «греховности», «податливости силам зла».
Представители классической школы полагали, что совершение преступления — это вопрос свободной воли человека и его умысла. Наказание устрашает, поэтому уголовные законы должны широко обнародоваться в интересах единообразия и устрашения.
Классическая школа заменила принципы наказания, в основе которых лежали мотивы мести, закрепленными в праве принципами рационального наказания, соответствующего серьезности содеянного. Классическая школа выдвинула лозунг «пусть наказание соответствует преступлению».
Принципы, рекомендованные Беккариа, сводились к следующему:
1) основой социальной деятельности должна быть утилитарная концепция наибольшего благополучия для наибольшего числа людей;
2) преступление должно рассматриваться как ущерб для общества;
3) предупреждение преступности значительно важнее наказания, а это означает, что закон должен доводиться до сведения каждого, чтобы каждый знал, что соблюдение закона вознаграждается, а нарушение влечет за собой ответственность;
4) тайные обвинения и пытки должны быть заменены гуманными и быстрыми судебными процедурами, и дача показаний против соучастников в расчете на снисхождение есть «публичное удостоверение предательства», а потому должна быть упразднена;
5) цель наказания — удержание людей от совершения преступлений, а не социальная месть;
6) тюремное заключение следует применять значительно шире, но содержание в тюрьме нужно улучшить.
Ограниченность классической школы состояла в том, что ее представители недостаточно оценивали особенности личности, играющие существенную роль в совершении преступления, не видели необходимости учитывать их при реализации наказания и преступления. Классическая школа в малой степени опиралась на практику, на фактический материал о преступлениях и борьбе с ней.
Понимание природы преступного поведения как проявления свободы воли не позволяло представителям классической школы выработать представление о преступности как объективно существующем явлении. А без этого не может быть объекта научного исследования. Поэтому ни Ч. Беккариа, ни другие представители классической школы не могут считаться основоположниками криминологии.
Позивистской, или итальянской, школе начало было положено Ч. Ломброзо (1835-1909 гг.), когда в 1896-1897 гг. вышла в свет книга «Преступный человек».
Позитивистская школа криминологии придерживалась теории, в соответствии с которой преступное поведение не избирается правонарушителем свободно, а обусловливается биологической и социальной наследственностью и другими факторами.
Сторонниками позитивистской школы были Энрико Ферри (1856-1928), Рафаэль Гарофало (1852-1934), Габриэль Тард (1843-1904) и др.
Свое название позитивистская школа получила ввиду того, что стремилась заменить отвлеченные рассуждения и философствование, попытку представителей классической школы рационально, чисто теоретически объяснить, почему человек совершает преступление, юридическими выводами и наблюдениями, основанными на доказательствах.
От концепции свободной воли классического направления позитивистская школа переходит к «причинности» преступления.
Позитивистская школа развивалась в двух основных направлениях: антропологическом (биологическом) и социологическом.
Плюралистический период длится с 30-х годов ХХ века по настоящее время.