Экономическая социология — производственное и трудовое поведение — Форсированно-неравновесные модели трудового поведения
- Экономическая социология — производственное и трудовое поведение
- Случаи, в которых максимизация производительности фирмы не может быть достигнута
- Производственное поведение
- Трудовое поведение
- Затратно-компенсационные модели трудового поведения
- Форсированно-неравновесные модели трудового поведения
- Отношения работник–работодатель
- Потребительское поведение
- Модели потребительского выбора
- Классификация благ
- Факторы и обстоятельства, влияющие на колебания дохода
- Необходимый доход и необходимое потребление
- Факторов, которые существенно изменяют структуру потребления
- Предпринимательское поведение и предпринимательская функция
- Предпринимательская прибыль
- Предпринимательство
- Инновационный эффект предпринимательского поведения
- Модели предпринимательского поведения
- Классы ценностей
Форсированно-неравновесные модели трудового поведения связаны с интенсивным использованием профессиональных и личностных ресурсов, опережающим возможности их восполнения. Речь идет о несинхронности затрат их полной компенсации, которая предполагается, но в более или менее отдаленном будущем. Это — так называемый феномен «отложенной компенсации затрат». Отложенная компенсация может иметь определенную вероятность гарантии, сопровождаться определенной величиной и значением «ожидания успеха» в соответствии с достижением промежуточных результатов. В зависимости от длительности реализации данных моделей поведения и «силы ожидания» результата процесс их инициации может усиливаться или ослабляться, способствовать или не способствовать достижению поставленной цели. Во многом возможность ее достижения зависит от соответствия уровня притязаний глубине личностно-трудовой перспективы, а также от методов достижения цели, соответствующих комбинаций факторов, избираемых для получения искомого результата.
В процессе достижения поставленных целей доминанты мотивации трудового поведения данного типа могут не только структурироваться в некие устойчивые иерархии, но и меняться местами, комбинироваться. В одном случае наиболее значимым компонентом мотивации профессиональных достижений, подчиняющим себе все другие ориентиры и ценности, может выступать статус личности, в другом — объем экономического вознаграждения, уровень и качество жизни, в третьем — профессиональное мастерство, в четвертом — власть, социальный комфорт и т.п.
Равновесные модели трудового поведения базируются на преимущественно эквивалентном и гарантированном способе затрат профессиональных ресурсов и их возмещений, которые оцениваются в стоимостных, натуральных, стратификационных и социальных показателях. Симметричность этих моделей (соизмеримость затрат с вознаграждением) является необходимым и достаточным условием их реализации.
Существуют многочисленные примеры социального поведения такого типа. Они преимущественно реализуются при условии договорных (контрактных) отношений между работником и работодателем. В процессе найма устанавливается приемлемая величина затрат и возмещений рабочей силы, которая соответствует субъективным критериям справедливости работника и работодателя, нормативно-технологическим стандартам рабочего места и рыночной конъюнктуре. Можно сказать, что профессиональные способности работника — это фактор социально-экономического обмена, который, в зависимости от тех или иных условий, трансформируется в различные варианты симметричных (или близких к ним) затратно-компенсационных моделей трудового поведения. В их числе: тарифно-нормативные модели, жестко предписывающие, нормирующие меру затрат и компенсаций работника на рабочем месте; рыночно-коньюнктурные модели, определяющие величину баланса затрат и компенсаций профессиональных ресурсов в соответствии с действием рыночных механизмов спроса и предложения; директивно-патерналистские модели, основанные на различных формах внеэкономического принуждения и т.п.
Минимизационно-неравновесные модели трудового поведения реализуется при условии неэквивалентного обмена и минимизации работником использования своей профессиональной способности. С социологической точки зрения, наиболее интересны реактивные динамические варианты такого поведения, которое является способом адаптации работника к ухудшающимся условиям экономического обмена и побуждает работодателя к выравниванию баланса затрат и компенсаций. Если же этого выравнивания не происходит, то может последовать отказ от выполнения производственных заданий, выражающийся в прямых или косвенных формах.
Активной стороной в минимизации затрат при рассогласовании ожидаемой (договорной) и реальной величины компенсации может быть, как отдельный работник, так и группа. В связи с этим можно рассматривать индивидуальные (повышенные притязания, низкую компетентность, рассогласование профессиональных установок и интересов) и групповые (круговую поруку, профессиональную и групповую солидарность) факторы минимизации трудовых затрат.
Вообще факты минимизации затрат (ограничение производительности, рестрикционизм, оппортунизм) являются весьма массовыми и типичными для поведения занятых. Это касается всех видов труда и всех категорий работников. Следует считать, что чем выше компетенция, тем более изощренными становятся методы минимизации.
При анализе подобных явлений следует помнить, что процесс труда — это дуальная система социально-экономического обмена, где имеются две стороны максимизации выгоды, противоположные по знаку экономических интересов. Баланс интересов (выгод и затрат) сторон может устанавливаться по-разному, но если он без согласия одной из них нарушается, то в этой системе социально-экономического обмена возникает эффект минимизации, проявляющийся в различных психологических, социальных и экономических формах. Таким образом, оценка многочисленных фактов минимизации должна носить не абсолютный, а относительный характер. Требуется специальный анализ конкретных ситуаций, чтобы определить «виновника» рестрикционизма. Им может быть максимизирующий свою выгоду работодатель, эксплуатирующий наемного работника, или работник, максимизирующий свою выгоду за счет работодателя.