Экономическая социология — производственное и трудовое поведение — Предпринимательство
- Экономическая социология — производственное и трудовое поведение
- Случаи, в которых максимизация производительности фирмы не может быть достигнута
- Производственное поведение
- Трудовое поведение
- Затратно-компенсационные модели трудового поведения
- Форсированно-неравновесные модели трудового поведения
- Отношения работник–работодатель
- Потребительское поведение
- Модели потребительского выбора
- Классификация благ
- Факторы и обстоятельства, влияющие на колебания дохода
- Необходимый доход и необходимое потребление
- Факторов, которые существенно изменяют структуру потребления
- Предпринимательское поведение и предпринимательская функция
- Предпринимательская прибыль
- Предпринимательство
- Инновационный эффект предпринимательского поведения
- Модели предпринимательского поведения
- Классы ценностей
Сущность предпринимательского поведения определяется, прежде всего, инновационным компонентом, позволяющим тому или иному агенту рыночного процесса реализовать такие решения и действия, которые обеспечили бы предпринимательский доход. Таким образом, мы имеем дело со специфическим видом экономического поведения, ориентированным на определенную (большую или меньшую) вероятность достижения предельной нормы прибыли, извлекаемой в системе рыночной неопределенности. Причем, чем больше предполагаемая и ожидаемая прибыль (вознаграждение), тем меньше вероятность достижения успеха, и наоборот. Это заставляет субъекта предпринимательского поведения постоянно искать, создавать и поддерживать такие ситуации, которые позволяют ему, во-первых, получать остаточный доход за счет поиска и использования редких ресурсов и, во-вторых, постоянно маневрируя, сохранять возможно долгое время благоприятную экономическую конъюнктуру за счет минимизации конкурентных и других неблагоприятных воздействий.
Короче говоря, предприниматель, добивающийся успеха, стремится совершать действия нестандартного характера, не имеющие аналога, которые обеспечивают ему в нужное время и в нужном месте необходимое превышение спроса на его продукт над предложением и соответствующие этому ценовые преимущества[54]. Таким образом, предпринимательство – это инновационная модификация экономического поведения, ориентированная на остаточный доход, не доступный другим стандартно действующим агентам рыночного процесса. А в более широком смысле предпринимательское поведение — одна из инновационных форм социального поведения.
Известно, что все исходные компоненты рыночного процесса, включенные в экономический оборот, весьма неустойчивы и динамичны. Это же можно отнести и к многочисленным их комбинациям, которые возникают и исчезают в процессе решения множества стохастически переплетающихся и нестандартных задач, связанных с получением выгоды (вознаграждения) от оборота экономических ресурсов.
Очевидно, что далеко не все субъекты экономического поведения (предприятия, фирмы, акционерные общества, фермерские хозяйства и т.п.) могут перманентно использовать или создавать необходимые комбинации и пропорции рыночных элементов, преследуя и добиваясь максимальной планируемой и ожидаемой выгоды. В реальной практике встречается множество случаев, когда экономические субъекты с примерно одинаковыми стартовыми возможностями приходят к прямо противоположным результатам. Прежде всего, это связанно с тем, что любая калькуляция будущего не может абсолютно игнорировать или полностью преодолеть эффект рыночной неопределенности, и следовательно дает не полный шанс выигрыша, а только определенную (большую или меньшую) вероятность успеха. «Шкала» этой вероятности может «сжиматься» или «расширяться» в зависимости от времени, места действия, информированности, компетентности, наличия или отсутствия других редких ресурсов или катализаторов успеха. Последние, в одном случае, создаются самими субъектами, принимающими и реализующими самостоятельные решения, в другом — используются ими как комбинация благоприятных ситуаций и условий, неожиданно возникающих и исчезающих в системе рыночной конъюнктуры.
Содержательная интерпретация «фактора успеха», который приводит того или иного субъекта предпринимательского поведения к максимально положительному результату (даже при неблагоприятных обстоятельствах), может быть весьма различной.
1. Причиной успеха может быть просто везение. Вероятность последнего очень мала для большинства, но достаточно реальна для тех, кто случайно оказался в нужное время и в нужном месте — в точке пресечения множества уникальных обстоятельств, дающих всего один шанс из миллиона возможных. Успех в этом случае может достигаться даже при относительно пассивном поведении.
2. Вероятность успеха может повышаться в процессе активного поиска комбинаций благоприятных факторов, в том числе методом проб и ошибок. В данном случае интенсивный перебор вариантов достижения успеха является привходящим условием (предпосылкой), которое при определенных обстоятельствах повышает вероятность выигрыша по отношению к другим агентам рыночного процесса.
3. Успех в процессе движения к цели может достигаться за счет компетентного расчета возможных действий и выбора наиболее оптимальных альтернатив. Повышение адекватности выбора связано с преодолением рыночной неопределенности, а следовательно и с дополнительными затратами на поиск конфиденциальной конъюнктурной информации, которая обеспечивает преимущества в подготовке, принятии и проведении экономических решений и таким образом повышает шанс выигрыша одних по отношению к другим.
4. Важнейшим компонентом успеха может являться наличие уникальных способностей, опыта, компетентности и умений находить в огромном поле возможных альтернатив, комбинаций и им сопутствующих действий единственно верное решение, путь и средства достижения поставленной цели.
5. Важнейшим компонентом успеха также может являться поиск и включение в процесс его достижения недостающего элемента, то есть того единственного редкого ресурса (идеи, технологии, организационной схемы, коммерческой комбинации, коммуникативного звена, уникальных навыков и способностей), которые могут катализировать успех.
В целом перебор и поиск вариантов предпринимательского успеха бесконечен. Как мы уже выяснили, в большом количестве случаев сам процесс его достижения невозможно вербализировать и технологически алгоритмизировать, чтобы снова повторить весь путь с тем же результатом. На высших уровнях предпринимательского мастерства он граничит с искусством комбинирования различными факторами успеха, которое по определению не рационализируемо.
Следует отметить, что в большинстве исследований анализ предпринимательского поведения по преимуществу фокусируется на феномене успеха, достигаемом тем или иным экономическим субъектом, который вопреки всем обстоятельствам преодолевает многочисленные препятствия, получая в конечном итоге искомое вознаграждение материального, морального и социального характера. Так, очень часто в популярных изданиях по предпринимательству[55] приводится масса биографий преуспевших в различных отраслях бизнесменов. В меньшей степени предметом внимания является та иррациональная ситуация, когда гораздо большее число экономических субъектов, включаясь в процесс получения предпринимательского дохода, не достигает ожидаемого результата и оказывается банкротами. Так, по некоторым данным из двух миллионов предприятий, ежегодно возникающих в США, разоряется 70%[56].
Нам кажется, что, анализируя такой сложный и противоречивый феномен как предпринимательство, нельзя акцентировать внимание только на удаче одних субъектов рыночного поведения и игнорировать неудачи других. Ведь фактически истоки и результаты предпринимательских достижений ограниченного круга экономических субъектов находятся в прямой связи с убытками и поражениями массы тех рыночных агентов, которые не достигли успеха[57]. По этому поводу отметим следующее. Во-первых, сами факты и частота предпринимательского успеха в значительной степени зависят от числа активных экономических субъектов, вовлеченных в предпринимательский оборот. И, во-вторых, массовый предпринимательский импульс в развитых рыночных условиях определяется соответствующей социокультурной обстановкой, которая задает этос типичного экономического поведения, вне зависимости от достигнутых результатов.
Множество субъектов экономического поведения, включенных в предпринимательский оборот (независимо от того, достигают они успеха или нет), создает, прямо или косвенно, некое дискретное множество потенциально инновационных ситуаций, из которых только наиболее удачливые, способные и настойчивые субъекты структурируют необходимые и достаточные комбинации факторов для достижения реального успеха. Таким образом, всякая актуализация экономических ресурсов в массовом масштабе есть предпосылка формирования своеобразной инфраструктуры незавершенных возможностей и альтернатив. Последними могут воспользоваться сами продуценты инновационных изменений или те, кто в силу различных причин использует благоприятные условия и шансы, упущенные другими.
Тот факт, что большинство нереализованных возможностей рано или поздно реализуется, связан, прежде всего, с тем, что в условиях рыночной конкуренции конфиденциальное знание о комбинировании факторов успеха не может быть бесконечно долго достоянием отдельных лиц и в конечном итоге становится известным многим. На это указывают многочисленные факты борьбы за конфиденциальную информацию, которая происходит между различными агентами рыночного процесса, а также за контроль и право приоритетного пользования экономическими ресурсами. Эта борьба в цивилизованных рыночных условиях регулируется, например, патентным или контрактным правом.
Процесс реализации предпринимательских нововведений (независимо от их масштаба) можно рассматривать под различными углами зрения. С одной стороны, это, как мы уже отмечали, результирующий момент конфиденциального и личностного знания, являющегося собственностью отдельных лиц, принимающих и реализующих венчурные решения в системе рыночной неопределенности. С другой стороны, это стохастическая рыночная реальность, состоящая из множества ситуаций и обстоятельств, которые являются предпосылкой появления некоего универсального интегрального элемента, воплощаемого в предпринимательской функции. Последняя не обязательно связана с определенным физическим лицом или четко очерченной группой лиц, но может быть распределена по многим «анонимным адресам». Предприниматель как продуцент инновационных изменений «может быть капиталистом или даже менеджером корпорации, но объединяются ли все эти различные функции в одном или более лицах, зависит от природы рынков и форм индустриальной организации... Реальная популяция предпринимателей... постоянно варьирует, так как предпринимательская функция, как правило, переплетается с другими видами деятельности»[58].
Следует еще раз подчеркнуть, что в предпринимательский оборот включено множество самых разнообразных элементов (субъективных и объективных), дискретно рассеянных по всему рыночному пространству. Оптимальная комбинация этих элементов, являющаяся потенциальным средством и условием достижения успеха, подчас есть предмет контракта их владельцев или пользователей. Таким образом, предпринимательский инновационный эффект может лежать в плоскости договорных соглашений тех собственников редких ресурсов, которые объединяются не по воле отдельного лица, а вследствие взаимовыгодных экономических интересов. Например, можно говорить о временном или постоянном симбиозе интересов продуцента ноу-хау, инвестора, обладающего капиталом, владельца редкой конъюнктурной информации, обеспечивающего каналы сбыта инновационного продукта, и менеджера, организующего этот процесс. И таких комбинаций может быть великое множество.
Очевидно, что личность предпринимателя и предпринимательская функция — это не одно и то же. В первом случае мы имеем в виду конкретное лицо, которое принимает и реализует на свой страх и риск венчурное решение. Во втором — это объективный, не зависимый от воли отдельных лиц, набор постоянно возобновляющихся и изменяющихся ситуаций, в системе которых возможно перманентное возникновение множества разнообразных моделей предпринимательского поведения индивидуального, контрактно-группового и контрактно-организационного типа.