Экономическая социология — производственное и трудовое поведение — Производственное поведение
- Экономическая социология — производственное и трудовое поведение
- Случаи, в которых максимизация производительности фирмы не может быть достигнута
- Производственное поведение
- Трудовое поведение
- Затратно-компенсационные модели трудового поведения
- Форсированно-неравновесные модели трудового поведения
- Отношения работник–работодатель
- Потребительское поведение
- Модели потребительского выбора
- Классификация благ
- Факторы и обстоятельства, влияющие на колебания дохода
- Необходимый доход и необходимое потребление
- Факторов, которые существенно изменяют структуру потребления
- Предпринимательское поведение и предпринимательская функция
- Предпринимательская прибыль
- Предпринимательство
- Инновационный эффект предпринимательского поведения
- Модели предпринимательского поведения
- Классы ценностей
На наш взгляд, производственное поведение касается специфики профессиональных и непрофессиональных действий множества людей, по различным причинам включенных в производственный процесс и реализующих множество поведенческих моделей и программ. Производственное поведение – это широкий круг экономических действий, связанных с комбинированием и преобразованием экономических ресурсов (в том числе и таких неосязаемых, как права собственности, власть, статусы, престиж, компетенция) с целью получения прибыли. То есть производственное поведение есть конкретная реализация функции максимизации выгоды (прибыли, дохода), не важно в какой форме она проявляется. В этой связи о производственном поведении уместно говорить, имея в виду институциональных субъектов (фирмы, предприятия), ассоциативных субъектов (товарищества, акционерные общества, корпорации), а также индивидуальных субъектов (хозяев предприятий, наемных менеджеров, работников).
С социологической точки зрения производственное поведение может рассматриваться в различных аспектах:
· как максимизирующие действия коллективных экономических акторов в их взаимодействии с социокультурной и институциональной средой;
· как организационное поведение;
· как управление факторами производства со стороны хозяев и менеджеров;
· как трудовое поведение индивидов;
· как система взаимодействий хозяев и менеджеров производства (проблема «принципал–агент»);
· как система взаимодействий работодателей (хозяев и менеджеров) с наемными работниками и т.д.
Например, проблема организационного (административного) поведения касается объединения (интеграции) человеческих ресурсов в рамках функционирования соответствующих институциональных механизмов. Эта проблема рассматривается социологией организаций, лишь предварительное и весьма краткое знакомство с которой размывает фокус экономического анализа и открывает огромное количество подходов и концепций в рамках различных школ и традиций, объясняющих и интерпретирующих организационное поведение как относительно самостоятельный феномен, не вписывающийся в русло маржинализма.
Организационное поведение — это поведенческие реакции личности (группы) на организационные требования и предписания[9] и, прежде всего, на организационно-управленческие воздействия. Последние должны служить взаимному согласованию интересов работников с интересами организации, повышению удовлетворенности работников от членства в организации, формированию их позитивной мотивации к труду и желательных видов поведения. Подкрепление функционального и желательного поведения осуществляется различными методами: экономическими (прямыми и косвенными) и внеэкономическими или социальными (поддержание престижа, удовлетворенности, статуса и т.п.).
С точки зрения поведенческого социологического подхода основными акторами производственного поведения являются хозяева факторов производства, менеджеры и работники. Каждый из них демонстрирует специфические поведенческие программы максимизации прибыли, которые детерминируются их собственническими полномочиями и поэтому корреспондируются с основными моделями дистрибутивного поведения — соответственно суверенно-дистрибутивными (хозяйственными), комиссионными (агентскими) и функциональными. При этом в наибольшей степени идентифицируются с функцией максимизации прибыли действия хозяев.
Ядром, активной частью производственного процесса (производственного поведения) является трудовое поведение, которое изучается одним из разделов экономической социологией — социологией труда. На трудовом поведении мы остановимся подробнее.
Трудовое поведение (во всяком случае, для большинства занятых по найму) — это специализированная трудовая активность, преимущественно связанная с использованием и применением исходных ресурсов (факторов производства), преобразующихся, трансформирующихся в конечные или промежуточные продукты, то есть товары, которые в конечном итоге предлагаются и спрашиваются на рынке. Однако, реализуя эти функции, абсолютное большинство занятых работников имеют весьма смутное представление, а часто не имеют вообще никакого представления о том, кто, каким образом, какими средствами и в какой степени обеспечивает целостность и конечную эффективность (прибыльность) производственного процесса. То есть их ареал экономических интересов в основном концентрируется вокруг функций, заданных тем рабочим местом, которые они занимают.
Трудовое поведение детерминируется двумя основными факторами. Во-первых, оно отражает объективную необходимость, заданную условиями функционирования на рабочем месте и проявляется в рамках довольно жесткого контекста той или иной производственной ситуации. В связи с этим производственная функция является своеобразным ориентиром, вокруг которого колеблется стохастическое поле трудового поведения. Во-вторых, оно строится и в соответствии с личностными особенностями работника, в том числе и на основе его реакций на конкретное социальное окружение и организационно-управленческие факторы.
Таким образом, человек, включенный в систему производства, не является элементом жесткой функциональной системы и в большей или меньшей степени сохраняет дистанцию между трудовыми функциями, заданными на рабочем месте, и собственными способностями, возможностями, установками и намерениями по их реализации. Здесь имеется в виду то, что работник относится к своим трудовым функциям, прежде всего, как к средствам и условиям, которые обеспечивают реализацию его собственных целей, интересов и потребностей. В связи с этим мера целевой и функциональной адекватности трудового поведения требованиям производства будет тем выше, чем больше индивидуальные интересы и цели работника будут соответствовать целям социальной организации, которая формируется на основе этого производства. Можно говорить и о степени идентификации работника с процессом труда (в условиях конкретной производственной организации), которая может варьироваться в очень широком диапазоне от положительных до отрицательных значений.
Говоря о трудовом поведении, мы имеем в виду не только те или иные альтернативы и возможности выбора индивидом различных тактик и стратегий поведения, параметры которых определяются объективными обстоятельствами (конкретной производственной и жизненной ситуацией), но и определенные социокультурные ориентиры личности, которые составляют ценностно-нормативную основу развертывания поведения в определенном социальном контексте. Эта ценностно-нормативная основа определяет приемлемые для индивида в различных условиях способы и методы реализации трудового поведения, а в конечном итоге — баланс, иерархию и соотношение индивидуальных, групповых и общественных интересов.