Экономическая социология — производственное и трудовое поведение — Необходимый доход и необходимое потребление
- Экономическая социология — производственное и трудовое поведение
- Случаи, в которых максимизация производительности фирмы не может быть достигнута
- Производственное поведение
- Трудовое поведение
- Затратно-компенсационные модели трудового поведения
- Форсированно-неравновесные модели трудового поведения
- Отношения работник–работодатель
- Потребительское поведение
- Модели потребительского выбора
- Классификация благ
- Факторы и обстоятельства, влияющие на колебания дохода
- Необходимый доход и необходимое потребление
- Факторов, которые существенно изменяют структуру потребления
- Предпринимательское поведение и предпринимательская функция
- Предпринимательская прибыль
- Предпринимательство
- Инновационный эффект предпринимательского поведения
- Модели предпринимательского поведения
- Классы ценностей
Для рассмотрения сущности потребительского поведения попытаемся абстрагироваться от конкретных условий, определяющих, изменяющих и дифференцирующих уровни дохода и потребления различных социальных групп. За основу анализа возьмем гипотетические категории «необходимый доход» и «необходимое потребление», которые позволят сформулировать некоторую систему принципов и правил (алгоритмов) для построения типичных моделей потребительского поведения при условии, что действия потребителей будут относиться к категории рациональных.
Определим «необходимый доход» как некоторый набор средств, ресурсов, накопленных и регулярно поступающих в бюджет домашних хозяйств с целью обеспечения «необходимого потребления». В свою очередь, «необходимое потребление» — это перманентный процесс жизнеобеспечения домашних хозяйств, соответствующий приемлемым стандартам потребления при «необходимом доходе». Таким образом, «необходимый доход» используется только для «необходимого потребления», а «необходимое потребление» обеспечивается «необходимым доходом». Другими словами, сумма поступлений должна соответствовать сумме трат ликвидных средств, идущих на потребление. Отсюда вытекает, что количество «необходимого дохода» достаточно для обеспечения «необходимого потребления», а также то, что траты, связанные с «необходимым потреблением», не больше и не меньше средств, предоставляемых «необходимым доходом».
В нашем гипотетическом случае в смету доходов входят все средства, циклично и порционно поступающие в потребительский бюджет, а также прошлые доходы (накопления в виде благ и иных активов), которые уже имеются в распоряжении домашних хозяйств. В смету расходов бюджета потребления входят рациональные траты ликвидных средств, обеспечивающие цикличное удовлетворение первоочередных (первичных), среднесрочных (вторичных) и долгосрочных (третичных) потребностей. Таким образом, «необходимое потребление» — это процесс, в котором обеспечиваются рациональные и культурные нормы потребления всего комплекса благ (материальных, идеальных и социальных) для нормального жизнеобеспечения. Причем стандарты и нормы потребления в данном случае заданы и остаются постоянными.
Необходимо отметить, что нами не рассматривается проблема расходования средств бюджета внутри домашних хозяйств. По мнению некоторых ученых, которое мы разделяем, невозможно найти универсальный образец расходования средств, поскольку не существует объективных стандартов, определяющих, как лучше разделить бюджет между конкурирующими статьями расходов. Во-первых, потому, что невозможно привести к общему знаменателю потребительские предпочтения множества людей даже с одинаковой величиной доходов. Во-вторых, потому, что свободу потребительского выбора при известной величине дохода нельзя ограничить нормативными методами со стороны. По-видимому, то же самое имел в виду и Л. Мизес (правда, в несколько ином контексте), когда утверждал, что для индивидуального потребителя обладание благами всегда индивидуально и исключительно[35]. Очевидно, что в каждом конкретном случае баланс расходов потребительских бюджетов устанавливается традиционно-опытным путем, на основании чего (часто методом проб и ошибок) вырабатываются рациональные критерии расходов.
Гипотетически предположим далее, что «необходимый доход» домашних хозяйств состоит из постоянной и переменной частей. В состав постоянной части дохода входят все устойчивые регулярные поступления, которые не изменяются относительно длительный промежуток времени и гарантированно ожидаются в будущем. Переменный доход — ситуативные поступления, которые возникают от случая к случаю, в целом не влияя на процесс потребления и выполняя функции страхования и резервирования.
Следует ввести и еще одно ограничение, связанное с получением «необходимого дохода»: временнóе его обеспечение не должно превышать некоторой постоянной величины (нормы) и не может быть больше или меньше ее. В противном случае сократится процесс потребления, что не позволит отнести его к «необходимому», или уменьшится время для получения «необходимого дохода», что опять же ограничивает возможности «необходимого потребления».
В нашем случае «необходимый» процесс потребления дифференцируется на ряд относительно постоянных составляющих, которые делают возможной реализацию основных циклов потребления. В «необходимом» потребительском бюджете выделяются некоторые стационарные статьи расходов, связанные с удовлетворением различных групп потребностей. Баланс последних является достаточно устойчивым и постоянно возобновляющимся, а его сохранение является рациональным условием «необходимого» процесса жизнеобеспечения домашних хозяйств.
В связи с тем, что весьма трудно установить и четко дифференцировать структуру приоритетов «необходимого» процесса потребления, примем допущение, что структура «необходимого» потребительского бюджета задана и циклично возобновляется во времени в соответствии с регулярностью и частотой поступления дохода. Если поступления (доходы) и траты (потребление) не изменяются, то можно констатировать, что «необходимый» процесс потребления задан. Очевидно, что при постоянном и устойчивом балансе поступлений и трат не обязательно, чтобы внутри последних сохранялся абсолютно равновесный (пропорциональный) режим статей расхода. Они могут изменяться по структуре и величине, варьироваться в зависимости от обстоятельств. Однако не настолько и не таким образом, чтобы нарушить оптимальный баланс и пропорции потребления. При их нарушении (доминировании одной группы потребностей при значительном сокращении других) «необходимый» процесс потребления деформируется и не может называться таковым. Таким образом, «пропорция» потребления является важнейшим фактором, определяющим этот процесс как «необходимый».
Разумеется, что в системе «необходимого» процесса потребления существуют потребности, которые «могут подождать». Кроме того, в его структуре имеются резервные страховые возможности (сбережения), которые используются в нестандартных ситуациях. Они способствуют ситуативному выравниванию баланса потребления и запускаются в оборот всякий раз, когда возникает такая необходимость. Однако в нашем случае, когда баланс потребления и трат задан и не может существенно изменяться, внутри него имеются некие «пороги терпения», за пределами которых начинаются деформации «необходимого» процесса потребления. Нарушение пропорций потребления приводит к дисбалансу в системе «поступления-траты» и напряжениям в структуре потребления. Они могут возрастать и, в конечном итоге, сделать невозможным удовлетворение даже тех потребностей, которые являются приоритетными.
«Необходимая» модель потребления дает возможность алгоритмизировать (формализовать) социальные и экономические действия, которые реализуются в системе «поступления (доходы) — траты (потребление)». Она позволяет сформулировать смысл как стандартных действий, обеспечивающих сохранение ее устойчивости и равновесия, так и тех, которые могут быть необходимы, когда исходные параметры равновесия нарушаются как в доходной, так и в расходной ее частях. Так, бюджет домашнего хозяйства может быть сбалансированным и несбалансированным, излишне затратным или излишне накопительным. В связи с этим могут существовать разнообразные способы поддержания баланса доходов и расходов: или за счет заимствований в счет будущих доходов, или за счет вынужденного резервирования, или за счет строгого поддержания равновесия.
Основная функция реализации «необходимой» модели потребления заключается: в обеспечении «необходимого» уровня доходов, адекватных «необходимым» стандартам потребления и в сохранении оптимального баланса потребления (трат) синхронно поступающим доходам. Можно выделить следующие условия оптимальной реализации этого процесса:
· первое условие — обеспечивать регулярное поступление доходов, синхронное процессу насыщения соответствующих потребностей;
· второе условие — не выходить за пределы фиксированных доходов;
· третье условие — не создавать необратимых диспропорций в структуре потребления, которые приводили бы к дисфункциям и неравновесию в системе «доходы–потребление».
Как мы уже отмечали, процесс потребления можно рассматривать как с «внешней», так и с «внутренней» стороны. В первом случае имеется в виду, прежде всего, выбор необходимого количества и качества благ (товаров) на рынке; во втором — собственно процесс извлечения полезностей, так как весьма часто покупаемый товар является лишь неким полуфабрикатом, который требует необходимой трансформации. Этот процесс остается за пределами микроэкономического анализа и не может быть количественно измерен по причине уникальных составляющих (предпочтений, технологий, рецептур) собственно процесса потребления. Важность этих составляющих заключается в том, что, оптимизировав определенные запасы благ в соответствии с определенным уровнем дохода, можно в то же время «остаться голодным», если отсутствуют необходимые технологии преобразования этих благ в полезные свойства.
Первый выделенный нами элемент потребительского поведения — процесс потребительского выбора– изучается довольно интенсивно. Однако теоретические модели, описывающие и объясняющие его, все же не дают универсального представления об этом феномене. Если неоклассический подход предполагает, что лица, максимизирующие свою потребительскую функцию, реализуют ее на равновесном уровне, то, напротив, институциональный подход сводит потребительский выбор к системе социальных привычек и предпочтений, которые не всегда выводятся из механизма спроса-предложения[36]. Анализ наиболее интересного компонента неоклассики — теории ожидаемых предпочтений, показал, что последняя не может быть использована в качестве описания и объяснения реального человеческого (в том числе и потребительского) выбора. Она неадекватно отражает различные психологические принципы (правила), лежащие в основе суждений и выбора: конъюнктивного, дизъюнктивного, лексикографического и других порядков[37]. Институциональный подход при освещении этих проблем является более корректным, но впрочем, также недостаточным.
В связи с этим следует еще раз отметить, что наша модель «необходимого» процесса потребления исходит не из абсолютного удовлетворения всех потребностей, что невозможно. Она базируется на гипотетическом балансе потребления, который достигается рациональным образом при существующем уровне жизни, а также при наличии тех ограничений экономического и социального порядка, которые объективно нельзя преодолеть ни в настоящем, ни в отдаленном будущем.