Экономическая социология — производственное и трудовое поведение — Предпринимательское поведение и предпринимательская функция
- Экономическая социология — производственное и трудовое поведение
- Случаи, в которых максимизация производительности фирмы не может быть достигнута
- Производственное поведение
- Трудовое поведение
- Затратно-компенсационные модели трудового поведения
- Форсированно-неравновесные модели трудового поведения
- Отношения работник–работодатель
- Потребительское поведение
- Модели потребительского выбора
- Классификация благ
- Факторы и обстоятельства, влияющие на колебания дохода
- Необходимый доход и необходимое потребление
- Факторов, которые существенно изменяют структуру потребления
- Предпринимательское поведение и предпринимательская функция
- Предпринимательская прибыль
- Предпринимательство
- Инновационный эффект предпринимательского поведения
- Модели предпринимательского поведения
- Классы ценностей
Предпринимательское поведение и предпринимательская функция
Феномен предпринимательства и предпринимательского поведения в науке интерпретируется различным образом. Тем не менее, в настоящее время сложилась устойчивая традиция понимать предпринимательскую активность как инновационное поведение, реализуемое в экономическом секторе социальной жизни. Нам представляется, что различные ипостаси и характеристики предпринимательского поведения наиболее глубоко изложены в дополняющих друг друга концепциях Й. Шумпетера, Н.Д. Кондратьева, Ф. Найта, а также представителей современной австрийской экономической школы Л. Мизеса, Ф. Хайека и И. Кирцнера.
Свою точку зрения по поводу явления предпринимательства и его влияния на процесс экономического развития Й. Шумпетер изложил в книге «Теория экономического развития», впервые изданной в 1912 году[40]. По его мнению, быть предпринимателем значит делать не то, что другие, и не так, как другие. Кроме того, шумпетеровский предприниматель не является собственником каких-либо предприятий и вообще не имеет длительных связей с ними, а использует их лишь для создания новых комбинаций экономических факторов.
Из такого понимания предпринимательства Й. Шумпетер вывел понятие предпринимательской функции как присущей активным экономическим агентам способности нарушать стационарное рыночное равновесие путем создания так называемых инновационных прорывов в различных секторах экономики. Другими словами предприниматель является активным творцом процесса «созидательного разрушения», который революционизирует и динамизирует экономику, активизирует оборот экономических ресурсов, постоянно внедряя инновационные продукты, технологии, методы индустриальной организации и т.п. Следовательно, считает Й. Шумпетер, динамика развития капиталистической системы, которая по своей сути и есть форма и метод экономических изменений, не может быть понята в отрыве от условий, создающих почву для предпринимательства.
Н. Кондратьев, анализируя концепцию Й. Шумпетера, отмечал, что в соответствии с ней фактически выделяются два типа экономических субъектов, действующих в рыночной системе. Первый тип — пассивный агент рынка, который имеет минимальный доход или, в крайнем случае, лишь покрывает свои издержки. Второй тип — активный агент рынка, создающий новые хозяйственные комбинации, собственно предприниматель. Но противопоставление этих типов, с точки зрения Н. Кондратьева, не совсем корректно. Не все зависит от субъекта, действующего в системе рыночной экономики, какими бы выдающими способностями он не обладал. Объективная реальность рынка такова, что в нем происходят постоянные изменения: изменяются потребности, запасы капиталов, цены, наблюдается рост населения и т.п. В этих условиях хозяин или руководитель предприятия (независимо от его индивидуально-психологического склада) должен по необходимости, чтобы не разориться, вести себя как подлинный предприниматель в смысле Й. Шумпетера[41].
Таким образом, по Кондратьеву, рынок — это объективный, независимый от воли отдельных лиц, набор постоянно возобновляющихся и изменяющихся условий, в системе которых возможно возникновение множества разнообразных моделей предпринимательского поведения.
Другой ученый, представитель австрийской школы И. Кирцнер, реконструируя концепцию Р. Кантильона, считал, что сущностной характеристикой предпринимателя является его способность использовать нестабильные ситуации и выгодные комбинации и условия, уже имеющиеся в рыночной среде. Следовательно, поиск потенциальных источников выгоды, которых существует огромное множество, является важнейшей функцией предпринимательской деятельности. В частности, считает И. Кирцнер, в реальном времени и пространстве всегда существует определенное расхождение между спросом и предложением, и поэтому всегда есть шанс найти нереализованные возможности для извлечения прибыли. Это и побуждает предпринимателя создавать и искать такие возможности в процессе достижения им экономического успеха.
Таким образом, предприниматель у Й. Шумпетера создает новые комбинации экономических факторов, тем самым, нарушая рыночное равновесие, у И. Кирцнера — он ищет и использует всегда имеющиеся на рынке неравновесные ситуации, способствуя восстановлению равновесия, а у Н. Кондратьева — адаптируется к постоянно меняющейся рыночной среде.