Экономическая социология — производственное и трудовое поведение — Факторов, которые существенно изменяют структуру потребления
- Экономическая социология — производственное и трудовое поведение
- Случаи, в которых максимизация производительности фирмы не может быть достигнута
- Производственное поведение
- Трудовое поведение
- Затратно-компенсационные модели трудового поведения
- Форсированно-неравновесные модели трудового поведения
- Отношения работник–работодатель
- Потребительское поведение
- Модели потребительского выбора
- Классификация благ
- Факторы и обстоятельства, влияющие на колебания дохода
- Необходимый доход и необходимое потребление
- Факторов, которые существенно изменяют структуру потребления
- Предпринимательское поведение и предпринимательская функция
- Предпринимательская прибыль
- Предпринимательство
- Инновационный эффект предпринимательского поведения
- Модели предпринимательского поведения
- Классы ценностей
Говоря о специфике «необходимого потребления», можно выделить ряд факторов, которые существенно изменяют структуру (пропорции) потребления в сторону доминирования тех или иных потребительских предпочтений. Они демонстрируют объективные особенности функционирования домашних хозяйств и определяют конкретный баланс их потребления в зависимости от:
· образа жизни и стадии развития, на которой они находятся;
· демографических характеристик, количества членов семьи;
· доминирующих социальных стандартов, отражающих их социокультурную специфику и т.п.
Естественно, что структура «необходимого потребления» неотделима от конкретных социокультурных матриц, которые определяют доминанты и приоритеты потребительского выбора, их функциональные и ритуально-символические характеристики, приобретаемые и усваиваемые традиционно-опытным путем. Таким образом, конкретные стандарты и соответствующие им структуры потребления являются в большей степени результатом социальных привычек, традиций и стереотипов, чем чисто рациональных действий. Последние в значительной степени выступают производным элементом того, что ранее приобретено и усвоено в системе традиционного потребительского поведения.
Очевидно, что стандарт потребления, отражающий социокультурные особенности потребительских предпочтений, формируется под влиянием целого ряда факторов. Они являются причиной появления множества потребительских субкультур, которые отличаются друг от друга по структуре потребительских приоритетов, доминантам потребительской мотивации, статьям расхода потребительских бюджетов. Естественно, что доход является важнейшим фактором, определяющим объем потребительских благ, но далеко не единственным. Отмечается, что в одну группу с одинаковым душевым доходом могут включаться семьи нескольких потребительских классов. В то же время семьи, принадлежащие к одному потребительскому классу, достаточно сильно различаются по их совокупному душевому доходу и могут иметь своих представителей в разных доходных группах[38]. В связи с этим можно предположить, что стандарт потребления внутри потребительской субкультуры ориентирует членов конкретной социальной группы на определенный уровень потребления.
Принимая вышеотмеченные обстоятельства как заданные, попытаемся абстрагироваться от них, поскольку основным условием функционирования нашей гипотетической модели «необходимого потребления» является ее рациональность. Она базируется на признании лимитов и равновесия дохода (бюджетных ограничений) и потребления (необходимых трат). В соответствии с последними строится оптимальный баланс пропорций и структуры потребления. Таким образом, в системе «необходимого потребления» реализуются действия, которые:
· не выходят за гипотетические границы «необходимого дохода»;
· обеспечивают оптимальный баланс трат и поступлений в соответствии со сложившейся и рационально дозируемой структурой потребления;
· выравнивают потребительские приоритеты, доминирующие в той или иной ситуации, за счет оптимальной реализации их во времени с учетом восстановления в перспективе «необходимого» баланса потребления;
· ограничивают доминирование одних потребительских предпочтений за счет ущемления других;
· обеспечивают контроль и нормирование структуры потребления и соответствующих им трат, не превышающих лимиты «необходимого дохода»;
· способствуют резервированию части средств с целью страхования от непредвиденных ситуаций и обстоятельств;
· обеспечивают оптимальный баланс насыщения потребностей в соответствии со сложившимися стандартами жизни.
Рассматривая процесс удовлетворения человеческих потребностей, следует отметить, что значительная часть из них имеет конкретные пороги насыщения. Определенная часть потребностей, насыщаясь порциально, ограничена физиологически, т.е. рамками субъективного состояния насыщения, установленными эмпирическими или рациональными нормами потребления.
Другие группы человеческих потребностей имеют иной «статус насыщения». Например, такой предмет потребления, как одежда, не всегда соответствует чисто физиологическим стандартам. Насыщение этих потребностей определяется двумя основными факторами: доходом и модой. Если физиолого-гигиенические и защитные функции одежды для нормальных условий жизнеобеспечения в основном стабильны и могут удовлетворяться, то ее эстетические и символические характеристики, все время меняясь, создают непрерывный эффект обновления вкусовых канонов потребления, которые могут быть насыщены лишь на очень незначительное время. В каком-то смысле это относится и к другим категориям потребительских благ различного назначения, когда их функциональная полезность должна соответствовать символическому значению, или когда символический компонент потребления имеет более существенное значение, чем утилитарно-прагматический.
Проблема насыщения потребностей, по Я. Корнаи, сводится к основным четырем лимитам: физиологическим, временным, побочным и комплементарным[39]. В первом случае имеются в виду естественные физиологические ограничения, связанные с насыщением (удовлетворением), как правило, первоочередных потребностей. Во втором — лимиты временных ресурсов, связанные с потреблением различных благ. В третьем — обременительность и нецелесообразность некоторых форм потребления. В четвертом — наличие обязательных дополнительных компонентов (зачастую излишне затратных), без которых процесс потребления ряда благ не может состояться.
Известно, что бывает довольно трудно, а подчас и невозможно установить пределы насыщения многих потребностей. В этом плане наибольшую проблему представляют социальные и особенно идеальные потребности, поскольку полезности благ, их удовлетворяющих, выразить количественно весьма проблематично. Например, как можно количественно измерить процесс насыщения эстетических потребностей, проявляющийся в восприятии предметов искусства, или процесс насыщения потребности в научных знаниях? Если же мы обращаемся к материальным носителям подобных благ, то они отражают лишь одну, и не всегда самую важную, сторону их существования. Поэтому становится очевидным, что потребности идеального и социального порядка нельзя лимитировать и рассматривать в терминах насыщения, так как не существует критериев, позволяющих построить соответствующий масштаб их измерения и количественного соотнесения с интенсивностью их субъективного насыщения. Кроме того, сам факт избирательности потребления благ подобного рода детерминируется определенными универсалиями культуры, которая задает предпочтения в выборе тех или иных ценностей гораздо раньше, чем мы это начинаем осознавать и рационально объяснять.
«Необходимый» процесс потребления, который мы гипостазируем и рассматриваем, включает в себя некий аксиологический каркас, делающий возможным и целесообразным весь процесс потребления и те рациональные схемы поведения, которые реализуются внутри него. Это связано с тем фактом, что сам по себе процесс потребления (в его рациональной части) не существует как автономный феномен, но всегда детерминируется набором терминальных и инструментальных ценностей, которые доминируют в конкретной социальной среде и, в конечном счете, служат ориентирами потребительского выбора. Естественно, что эти стандарты и ориентиры могут быть различными, что указывает на многообразие культурных форм потребления, даже при условии одинакового потребительского бюджета.
Рациональность нормативных моделей потребительского поведения определяется и тем, что они должны обеспечить защиту и воспроизводство определенной системы ценностей, на основе которых функционируют конкретные потребительские ячейки. Речь идет о системе традиций и образцов поведения, которые репрезентируют социальную матрицу домашнего хозяйства, делая ее конкретной и относительно самостоятельной культурной единицей. Последняя, базируясь на определенных ценностях и предпочтениях, сохраняет конкретные модели потребительского выбора и передает их другим поколениям.
Таким образом, в систему «необходимого потребления», помимо собственно рациональных элементов, необходимо включать и ценностные компоненты, определяющие приоритеты и социокультурную матрицу поведения этого рода. В противном случае рациональность потребительского выбора потеряет свои ориентиры и будет поглощена приоритетами максимизационного эгоизма.