Экономическая социология — обмен, дистрибутивное поведение — Типы обменного поведения продавцов
- Экономическая социология — обмен, дистрибутивное поведение
- Базовые составляющие социального обмена
- Методы измерения и оценки эквивалентности социального обмена
- Три уровня социального взаимодействия в современном обществе
- Экономический обмен
- Рыночная экономика есть общественная система разделения труда
- Обменное поведение
- Особенности рыночного поведения
- Функции коммерческого поведения
- Типы обменного поведения продавцов
- Дистрибутивное поведение
- Собственнические правомочия
- Примеры горизонтального структурирования прав собственности
- Суверенно-дистрибутивная хозяйственная модель
- Типы субкультур
Таким образом, покупатели и продавцы вступают в обменные отношения в различных формах, которые, прежде всего, определяются формами рынка. Каждая из представленных в таблице 1 рыночных форм детерминирует особые характеристики и модели поведения участников обмена. Сознательно упрощая ситуацию и подводя итоги вышеизложенному, условно выделим три основных типа обменного поведения продавцов (и соответственно покупателей) в зависимости от степени «жесткости» рынка, в системе которого они действуют.
Тип обменного поведения на «жестком» рынке (рынке покупателя). Здесь продавец действует в рамках серьезных ограничений (конкуренция, насыщенный спрос, повышенные притязания покупателей к потребительским свойствам предлагаемых благ и услуг), которые он должен объективно учитывать. На «жестком» рынке прибыль может быть получена только при условии, если продавец, учитывая складывающиеся обстоятельства, сможет сформировать и поддерживать такие цены на свои товары, которые покрывают издержки по их производству, распределению и сбыту, а также по обеспечению справедливой нормы прибыли за риск и приложенные усилия. В данной ситуации относительным преимуществом обладает покупатель, так как он в большей степени диктует условия предложения товаров. Продавцы же вынуждены следовать жестким требованиям рынка и идти на дополнительные затраты за счет повышения качества товара и проведения гибкой ценовой политики.
Тип обменного поведения на «мягком» рынке (рынке продавца). Это рынок, где ограничений для предложения товара практически не существует. В связи этим продавец, который имеет абсолютное или относительное преимущество предложения благ и услуг, может диктовать покупателю свои условия относительно их ценовых и потребительских характеристик (цены, качества, объема продаж). Таким образом, продавец, находясь в выгодных условиях, минимизирует свои затраты за счет издержек покупателей.
В условиях развитого рынка монополистические преимущества ограничиваются государством в законодательном и фискальном порядке. И, наоборот, в условиях неразвитого рынка монополист широко пользуется преимуществами единственного продавца, в том числе:
· фиксирует цены на приемлемом для него уровне,
· поддерживает нужный уровень спроса-предложения,
· жестко лимитирует притязания появляющихся конкурентов,
· манипулирует поведением покупателей,
· покупает услуги официальных лиц с целью установления выгодной налоговой политики,
· старается не нести ответственности за потребительские качества товара и т.п.
Тип обменного поведения на «эластичном» рынке. Здесь действует тенденция равновесного спроса-предложения, то есть продавцы и покупатели находятся в одинаковых условиях. Первые в зависимости от динамики (повышения или понижения) цен, могут увеличивать или уменьшать затраты, связанные с организацией сбыта, а вторые обладают необходимыми доходами и информацией, чтобы соответственно увеличивать или уменьшать объем закупок. В этой ситуации агенты обмена «пропорционально» реагируют на динамику спроса-предложения, создавая своими действиями предпосылки для формирования «цены равновесия», при которой достигается наилучший объем сбыта, равный оптимальной величине покупок и потребления.