Экономическая социология — обмен, дистрибутивное поведение — Функции коммерческого поведения
- Экономическая социология — обмен, дистрибутивное поведение
- Базовые составляющие социального обмена
- Методы измерения и оценки эквивалентности социального обмена
- Три уровня социального взаимодействия в современном обществе
- Экономический обмен
- Рыночная экономика есть общественная система разделения труда
- Обменное поведение
- Особенности рыночного поведения
- Функции коммерческого поведения
- Типы обменного поведения продавцов
- Дистрибутивное поведение
- Собственнические правомочия
- Примеры горизонтального структурирования прав собственности
- Суверенно-дистрибутивная хозяйственная модель
- Типы субкультур
Опираясь на вышеизложенное, можно выделить ряд функций коммерческого поведения, включенного в процесс обмена экономическими ценностями. Наиболее важными из них являются:
· обеспечение поиска, координации и коммуникации производителей и потребителей, а также включение новых благ и услуг в рыночный оборот (коммуникативно-поисковая функция);
· установление необходимых пропорций производства и потребления путем распределения ценовой информации между производителями и потребителями благ (регулятивно-информационная функция);
· формирование инфраструктуры рыночного обмена, его специализации и сегментации (конструктивная функция);
· стимулирование производства и потребления различных благ и услуг на основе предоставления конкретной ценовой информации об относительной редкости этих благ в различных местах (стимулирующая функция);
· экономия средств и ресурсов производителей и потребителей в процессе взаимоприспособления их экономических интересов (посредническо-спекулятивная функция);
· обеспечение сохранения потребительских свойств экономических ресурсов в процессе их передачи (распределения) от производителей к потребителям (консервационная функция);
· осуществление передачи прав собственности на те или иные блага в процессе их перемещения по каналам рынка от одних пользователей (собственников) к другим (распределительная функция);
· предоставление гарантий и страхование рисков в процессе движения товаров (защитно-страховая функция).
Очевидно, что эти функции коммерческого поведения достигают своего максимума только в очень развитом насыщенном рынке благ и услуг, то есть в тех условиях, когда продавец находится в жесткой зависимости от покупателя. Ответственность продавца за качество товара в значительной степени зависит от претензий (предпочтений) покупателя, которые повышаются в условиях насыщенного рынка (здесь действует принцип «покупатель всегда прав») и понижаются в условиях дефицита (здесь действует принцип «продавец всегда прав»).
Из природы товарного обмена, направленного на получение выгоды от оборота благ, вытекает следующая формула коммерческого поведения: чем меньше контроля над продавцом, тем больше возможностей для минимизации им своих издержек и максимизации выгод и, наоборот. Это означает, что мораль продавца и его ответственность по отношению к покупателю прямо пропорциональны жесткости тех ограничений, которые он встречает на рынке. Например, в условиях товарной монополии и дефицита мораль и мотивация продавца (в том числе и тогда, когда продавцом выступает государство) определяются только рамками коммерческой сделки. За ее пределами, когда товар переходит в собственность покупателя, коммерсант, как правило, не несет или стремится не нести ответственности за кондиции проданного. Тем более, когда товары пользуются повышенным спросом, а конкуренция, то есть возможность найти другого продавца, отсутствует.