Экономическая социология — обмен, дистрибутивное поведение — Методы измерения и оценки эквивалентности социального обмена
- Экономическая социология — обмен, дистрибутивное поведение
- Базовые составляющие социального обмена
- Методы измерения и оценки эквивалентности социального обмена
- Три уровня социального взаимодействия в современном обществе
- Экономический обмен
- Рыночная экономика есть общественная система разделения труда
- Обменное поведение
- Особенности рыночного поведения
- Функции коммерческого поведения
- Типы обменного поведения продавцов
- Дистрибутивное поведение
- Собственнические правомочия
- Примеры горизонтального структурирования прав собственности
- Суверенно-дистрибутивная хозяйственная модель
- Типы субкультур
Основная проблема социального обмена — поиск критериев и методов оценки эквивалентности (справедливости) распределения и перераспределения ресурсов и выгод между партнерами. Существуют различные методы измерения и оценки эквивалентности социального обмена, которые подразделяются на количественные и качественные.
Количественные методы измерения[5] предполагают использование универсальных измерителей, которые базируются на так называемых «объективных» эталонах и шкалах. Разумеется, что эти шкалы относительны и являются результатом научной и социальной конвенции. Но если они принимаются в качестве общепринятого средства, то становятся неким объективным инструментом социальных измерений. Речь идет об измерителях различных параметров физических предметов, процессов и явлений, которые могут быть объектом социального обмена (меры длины, веса, площади, объема, счета, времени и т.д.). Это первая группа количественных измерителей социального обмена.
Вторая группа количественных измерителей используется в процессе обмена экономическими ресурсами (товарами), которые оцениваются в ценах и деньгах. Цены и деньги — это универсальные измерители ценности экономических благ, позволяющие сравнивать и соотносить их друг с другом в процессе рыночного (экономического) обмена.
Качественные методы измерения объектов и предметов социального обмена используют множество субъективных, интерсубъективных и нормативно-аксиологических эталонов и шкал. Они не сводимы друг к другу и являются результатом функционирования различных культур и субкультур, в рамках которых они только и могут действовать.
Существуют разнообразные качественные измерители социального обмена, в том числе: субъективно-личностные, социально-психологические, стратификационные, нормативно-аксиологичес-кие, арбитражные и другие. Рассмотрим некоторые из них.
Субъективно-личностные измерители социального обмена, как правило, уникальны и не поддаются вербализации. В их основе лежат критерии межличностной и личностной идентификации отдельных индивидов, вступающих в социальный обмен (предпочтения любви, дружбы, симпатии и т.п.).
Социально-психологические измерители социального обмена, возникают в структуре контактных социальных групп. Они являются результатом внутригруппового общения (взаимодействия) и позволяют ранжировать и оценивать членов этих групп в зависимости от «силы» их социально-психологического статуса, влияния, степени идентификации индивидов с базовыми ценностями группы. Явное или неявное признание и идентификация с социально-психологическими статусами позволяет индивидам устанавливать соответствующие «пропорции» социального обмена, уравновешивая свои собственные социальные интересы с мерой той выгоды, которую они предполагают получить от других.
Нормативно-стратификационные измерители социального обмена позволяют оценивать (измерять) позиции обменивающихся сторон в системе социальной стратификации на различных ее уровнях. Социальный обмен на базе этих измерителей (шкал) предполагает:
· взаимную оценку статусов партнеров социального обмена;
· распределение между ними социальных ролей в процессе взаимодействия;
· перераспределение преимуществ (статусов) и возможностей партнеров от одного к другому;
· совместное поддержание устойчивости (кооперацию) их социального положения.
Нормативно-аксиологические измерители социального обмена. В качестве основы этих измерителей выступают самые разнообразные ценности, которые являются производными определенных культур и субкультур. Данные ценности являются значимыми только для индивидов, которые являются носителями этих культур, и определяют основные доминанты их поведения. Таким образом, ценности различного класса и порядка являются социальными ориентирами, на основании которых строятся предпочтения (шкалы) социального выбора, сравнения и, в конечном итоге, социального обмена. Социально-культурный контекст, в рамках которого взаимодействуют индивиды и соответствующая ему система ценностей определяют:
· выбор партнеров социального обмена;
· оценку их значимости и надежности;
· оценку допустимых пределов и границ социального обмена между партнерами.
Критериями оценки, измерения и социальной эффективности социального обмена могут быть: морально-нравственные, правовые нормы и принципы, профессиональные, экономические и научные ценности, политические предпочтения, религиозные пристрастия, этнические стереотипы и т.п.
Арбитражные измерители социального обмена. Социальный арбитраж, то есть посредническая деятельность по поводу оценки справедливости социального обмена, является одним из факторов поддержания равновесия интересов обменивающихся сторон. Арбитражные разбирательства (институт арбитража) — весьма древнее явление. Функционирование этого института говорит о том, что идеальных методов измерения и оценки эквивалентности (справедливости) социального обмена не существует, а преодоление неизбежных конфликтов между обменивающимися сторонами способствует созданию цивилизованных форм согласования спорных вопросов. Институт арбитража функционирует в самых разнообразных формах — субъективно-личностных (человеческая совесть), групповых, традиционно-бытовых, патриархально-семей-ных и нормативно-правовых (судебные разбирательства).
Однако, несмотря на существование многочисленных измерителей социального обмена, любой человек сталкивается с проблемой сопоставимости различных измерительных шкал. Он постоянно находится в перманентном поиске оптимальных схем приспособления индивидуально-личностных, групповых и социальных измерителей (критериев) социального взаимодействия с целью приспособления своих интересов к интересам других людей. Следует отметить, что данную проблему с различной степенью успешности «стараются решать» не только отдельные индивиды, но и социальные группы, организации, социальные популяции и общности.