Экономическая социология — обмен, дистрибутивное поведение — Особенности рыночного поведения
- Экономическая социология — обмен, дистрибутивное поведение
- Базовые составляющие социального обмена
- Методы измерения и оценки эквивалентности социального обмена
- Три уровня социального взаимодействия в современном обществе
- Экономический обмен
- Рыночная экономика есть общественная система разделения труда
- Обменное поведение
- Особенности рыночного поведения
- Функции коммерческого поведения
- Типы обменного поведения продавцов
- Дистрибутивное поведение
- Собственнические правомочия
- Примеры горизонтального структурирования прав собственности
- Суверенно-дистрибутивная хозяйственная модель
- Типы субкультур
Рассмотрим некоторые особенности рыночного поведения, которые демонстрируют, каким образом уравновешиваются предельные выгоды продавцов и покупателей, вступающих в обменные отношения. Как мы уже отмечали, на рынке совершенной конкуренции, когда цены предлагаемых благ эластичны в зависимости от спроса и предложения, достигается оптимальный объем покупок и продаж, который устраивает большинство продавцов и покупателей. В этом классическом случае каждая из сторон максимизирует свои возможности до известного предела. Лимиты продавца определяются предельной величиной затрат, которая делает убыточной продажу товара, а лимиты покупателя — уровнем его дохода, то есть тем объемом ликвидных средств, которые он может выбросить на рынок.
Однако следует учитывать, что стоимость любой сделки с обеих сторон не определяется только их чистыми издержками, отраженными в рыночной цене товара. Существуют издержки дополнительные, которые могут оцениваться как до акта купли-продажи, так и после него. Например, издержки покупателя, связанные с поиском приемлемого по цене и качеству товара или с приобретением некачественного товара; издержки продавца, продавшего товар в кредит или лишенного лицензии за предложение некачественного товара. Эти трансакционные издержки указывают на массу факторов, влияющих на процесс обмена между продавцами и покупателями и обусловливающих «затраты поиска» и «затраты осуществления»[37].
Таким образом, равновесные модели обмена демонстрируют вариант достижения частичного баланса при условии, что имеется некоторый объем дохода (ликвидных средств), которому противостоит некий объем затрат, связанных с выпуском и предложением определенного количества благ. В процессе взаимоприспособления на рынке эти объемы постоянно поглощают друг друга, порождая так называемую «цену равновесия». Однако цена равновесия не устанавливается моментально. Нужно некоторое время, чтобы процесс взаимоприспособления остановился в некоторой стабильной точке.
Очевидно, что ни покупатели, ни продавцы не могут достоверно рассчитать, какова будет «цена равновесия». Она устанавливается спонтанно, стохастически в результате совершения сделок множеством лиц с той и другой стороны. Кроме того, условия равновесия могут постоянно нарушаться. Во-первых, может сложиться ситуация, когда по каким-либо причинам уменьшается объем товара, на приобретение которого зарезервирован определенный доход. В этом случае возникает ситуация увеличения спроса, а «цена равновесия» изменяется в сторону повышения. Возможна и прямо противоположная ситуация, когда на рынке оказывается товаров больше, чем резервируемый на их приобретение доход. В этом случае предложение увеличивается, спрос падает и «цена равновесия» понижается.
Наличие товаров на рынке является объективным регулятором ценообразования. Вместе с тем в этом процессе следует учитывать и относительно независимые действия участников товарного обмена, способствующие нарушению рыночного равновесия. Например, если есть возможности для резервирования, покупатели и продавцы некоторое время могут искусственно понижать спрос и предложение, принуждая одну сторону принимать условия противоположной. Искусственное понижение спроса покупателями за счет сокращения их текущего потребления приводит к образованию избыточного предложения и понижения цен, то есть к уступкам со стороны продавцов. Если же прогнозируется большая вероятность благоприятного исхода для продавцов, и покупатели не имеют иных альтернатив или не обладают необходимой информацией об их наличии, искусственное понижение предложения приводит к образованию избыточного спроса и повышению цен, то есть к уступкам со стороны покупателей.
В действительности такие ситуации предвидеть и предсказать весьма сложно, так как на рынке действует множество продавцов и покупателей, которые в большинстве своем не знают о намерениях друг друга. Кроме того, приведенные типичные реакции одной стороны на действия другой являются лишь началом исследования этих сложнейших процессов. Например, при насыщении сектора рынка определенными товарами и услугами понижение цен на них со стороны продавцов может способствовать самым различным реакциям покупателей. Возможно:
· дальнейшее падение спроса в связи с перенасыщенностью рынка данным набором благ, которое приведет к банкротству части продавцов, не окупивших своих затрат и не имеющих дополнительных ресурсов на переориентирование торговли;
· кратковременное возникновение неэластичного спроса в связи с постепенным «вымыванием» купленного товара из потребительского оборота;
· повышение спроса в связи с резким падением цен и т.п.
Из этого следует, что эластичность спроса по цене — лишь классический пример, демонстрирующий поведение продавцов и покупателей в условиях свободного рынка, и что эта тенденция в определенных случаях может нарушаться. Во-первых, когда осуществляется торговля товарами неэластичного спроса. Во-вторых, при перенасыщении рынка. В-третьих, когда низкий уровень дохода населения заставляет даже при повышении цены увеличивать спрос на товары первой необходимости. В-четвертых, при ажиотажном спросе на товары в условиях инфляции.
В процессе экономического обмена продавцы и покупатели вступают друг с другом в отношения, которые служат, прежде всего, взаимоприспособлению выгод, получаемых ими в результате перераспределения различных благ. Процесс взаимоприспособления агентов рынка друг к другу основан:
· на индивидуальных интересах, связанных с получением собственной выгоды;
· на поиске информации о ценах и альтернативных источниках получения этой выгоды;
· на действиях, которые позволяют сохранить ситуацию положительного баланса между затратами и возмещениями как можно более стабильной.
Разумеется, последняя ситуация устраивает всех рационально действующих или пытающихся действовать рационально агентов рынка. Рациональное же поведение в данном случае — это решения, предусматривающие и предугадывающие выбор и реализацию таких альтернатив, исход которых повышает вероятность получения положительного результата. Следовательно, даже в самых стандартных случаях в калькуляции желаемой выгоды имеется элемент неопределенности, который предполагает получение результата, обратного желаемому. Очевидно, что все ориентируются на выгоду, но не все ее получают. Так что механизм ценовой координации является лишь некоторым исходным условием, которое может использовать любой субъект рынка. Он свободен принимать любые решения, но не свободен от совершения ошибочных действий.
Набор альтернатив поведения любого человека громаден, так же, как безграничны его потребности и желания. С другой стороны, его ресурсы ограничены, весьма неполна, а часто и недостоверна информация, на основании которой он принимает решения. Кроме того, эффект стереотипизации и привычки, особенно при сохранении стабильных, относительно благоприятных ситуаций, создает иллюзию простоты решаемых задач. Эта иллюзия пропорциональна уверенности, которая возрастает в стационарных условиях, и особенно в случаях фатального везения. Она сродни эффекту X-(не)эффективности X. Лейбенстайна, который демонстрирует известный феномен минимизации затрат при одновременной максимизации выгод[38].
Для всех агентов рынка процесс максимизации и поиска сравнительных преимуществ связан с двумя аспектами: прошлым опытом и неизвестностью будущего. Но, даже обладая знанием принципов рыночного поведения и имея богатую эмпирическую картину прошлого, невозможно абсолютно достоверно предугадать все последствия решений и действий. Это касается всех агентов экономического обмена, в том числе, продавцов и покупателей. Таким образом, любое экономическое действие, связанное с получением выгоды, есть действие с вероятностным исходом, которому предшествуют соответствующие ожидания, более или менее точные расчеты и прогнозы того, что произойдет в будущем, не всегда соответствующие теоремам рационального выбора[39].
Известно, что информация, дающая возможность предвидеть будущие события, является редким благом, стоимость которого достигает максимальной величины в «точке» принятия решения. Далее, ее наличие не гарантирует, что она будет находиться в нужное время в распоряжении того, кому она особенно необходима. Следовательно, такую информацию нужно найти или купить у того, кто ею обладает. Получение информации связано с затратами, которые входят в объем общих затрат на сбыт и приобретение тех или иных благ. Эта информация должна быть целевой и избирательной, то есть рассчитанной на те результаты, которые планируется достичь. Наличие информации предполагает компетентное ее использование, а также сохранение ее конфиденциальности. Последнее положение особо касается коммерческой информации о динамике будущих цен на рынке, а также об уникальных факторах и условиях, знание которых существенно повышает вероятность достижения преимуществ по отношению к конкурентам.
Рассмотрев некоторые особенности взаимодействия продавцов и покупателей в процессе экономического обмена, следует выделить наиболее существенные характеристики и функции коммерческого поведения. Оно обеспечивает предложение и движение различных благ на основе поиска ценовой информации об их относительной полезности (ценности) и использования этой информации для получения выгоды.
В условиях рыночной экономики движение товарных ресурсов возможно прежде всего в том случае, если издержки, связанные с их оборотом, окупаются. В противном случае процесс движения благ затормаживается. Кратко можно сказать: интенсивность движения благ прямо пропорциональна выгоде от их оборота. Эта формула является основой коммерческого поведения.
Таким образом, традиционная схема экономического обмена «производство-потребление» явно недостаточна для объяснения движения экономических ресурсов от производителей к потребителям. Оптимальное предложение благ возможно только в том случае, если это выгодно тому, кто их производит и продает. Именно выгодность человеческой деятельности, по словам Ф. Хайека, служит сигналом, побуждающим многих избирать такой род занятий, при котором их усилия оказываются более продуктивными и соответствующим образом окупаются.
Оборот и обмен огромной массы благ совершается (инициируется) огромным числом продавцов и покупателей, которые совершают свои действия, прежде всего, по соображениям выгоды. Причем каждый продавец (коммерсант) знает, что предлагаемые им товары являются предметом человеческих потребностей. Однако он также знает, что процесс предложения и доведения этих благ до покупателей требует затрат. То есть движение благ из того места, где они производятся, в то место, где они потребляются, предполагает наличие дополнительных усилий со стороны продавца (вложений средств, времени). Эти затраты предполагается окупить путем увеличения ценности продаваемых благ, прежде всего, за счет того, что они оказываются в нужном месте в нужное время. И чем оперативнее они доходят до покупателя, тем больше становится их ценность.
Так продавец, не изменяя физических кондиций товаров, путем их рекомбинации во времени и пространстве извлекает выгоду из разницы их ценностей (цен). Естественно, чем выше разница ценностей (цен) одного и того же блага в разных местах и в разное время, тем больше в конечном итоге выгода от их обращения. Отсюда видно, что количественное увеличение запаса физических средств существования и жизненных удобств зависит не столько от видимого преобразования одних веществ и материалов в другие, сколько от процесса их перемещения, благодаря которому изменяются их относительная значимость и ценность.
Таким образом, продавцы, максимизируя свою индивидуальную выгоду путем переброски благ в места с высоким уровнем прибыльности, выступают в качестве посредников между производителями и потребителями и объективно способствуют расширению их возможностей. По мнению Ф. Хайека, спонтанный процесс информационно-поисковой активности коммерсантов, стремящихся получить прибыль, позволяет им, с одной стороны, реализовать собственные экономические интересы, с другой, — вносить в производство совокупного продукта вклад больший, чем в любом другом случае, любым из других имеющихся способов[40].