Экономическая социология — обмен, дистрибутивное поведение — Базовые составляющие социального обмена
- Экономическая социология — обмен, дистрибутивное поведение
- Базовые составляющие социального обмена
- Методы измерения и оценки эквивалентности социального обмена
- Три уровня социального взаимодействия в современном обществе
- Экономический обмен
- Рыночная экономика есть общественная система разделения труда
- Обменное поведение
- Особенности рыночного поведения
- Функции коммерческого поведения
- Типы обменного поведения продавцов
- Дистрибутивное поведение
- Собственнические правомочия
- Примеры горизонтального структурирования прав собственности
- Суверенно-дистрибутивная хозяйственная модель
- Типы субкультур
Базовыми составляющими социального обмена, не важно, в каких формах он осуществляется, являются субъекты, объекты и предметы обмена.
Субъекты обмена — преследующие свои интересы индивиды, группы, организации, которые, сознательным (рациональным) или традиционным образом вступают в обменные отношения, предполагая получить определенные выгоды или средства приращения своих возможностей.
Объекты обмена — те ценности, ресурсы, возможности, которыми обмениваются субъекты, предполагающие реализовать свой интерес в системе различных социальных взаимодействий. К объектам социального обмена относятся: деньги, информация (знания), навыки, умения, технологии, материальные ресурсы, статусы, эмоции — все то, что ценно для субъектов социального обмена в том или ином социальном контексте.
Предметы обмена — те выгоды (реальные или мнимые), которые ожидают и предполагают получить субъекты, вступающие в обменные отношения.
Акту социального обмена предшествует поиск таких партнеров, которые:
· обладают свободными объектами для обмена;
· желают (предполагают) эквивалентно их обменять;
· предоставляют явные или косвенные гарантии того, что они этими объектами обладают и намерены их обменять.
Основой социального обмена являются не только потребность и желание обменяться комплементарными ресурсами, но и достижение эквивалентности обмена. Эквивалентность обмена — это такое перераспределение объектов и предметов обмена, которое:
· субъективно удовлетворяет обе стороны (хотя люди могут и ошибаться);
· приносит справедливую выгоду обеим сторонам;
· тем или иным образом оценивается (измеряется);
· гарантирует, что данный обмен будет эквивалентным и в будущем.