Лекции по дисциплине “Корпоративное право”. Часть 1 — 4.1. Понятие и виды источников корпоративного права
- Лекции по дисциплине “Корпоративное право”. Часть 1
- Лекция № 1. Общие положения корпоративного права РФ
- 1.1. Понятие, предмет и метод КП.
- 1.2. Признаки корпоративных отношений.
- 1.3. Функции и цели КП
- 1.4. Система КП
- 1.4. Корпоративное право как наука и учебная дисциплина
- 1.6.Соотношение КП и других отраслей права
- Лекция №2. История развития корпораций
- 2.2. Корпорации в средние века
- 2.3. Корпорации в новое время и в новейшей истории
- 2.4. Понятие корпорации в зарубежном праве
- Лекция №3. Корпоративные нормы и правоотношения
- 3.1. Понятие корпоративных норм
- 3.2. Признаки корпоративных норм
- 3.33. Виды корпоративных норм
- 3.4. Понятие корпоративных правоотношений
- 3.5. Виды корпоративных правоотношений
- Тема №4. Источники корпоративного права
- 4.1. Понятие и виды источников корпоративного права
- 4.2. Современное корпоративное законодательство
- 4.3. Роль и значение Кодекса корпоративного поведения. Стандарты поведения корпораций зарубежных стран
- 4.4. Роль и значение судебной практики
- Лекция №5.Общие положения о хозяйственных товариществах и обществах как субъектах корпоративного права.
- 5.1. Понятие хозяйственных товариществ и обществ
- 5.2. Права и обязанности участников хозяйственных товариществ и обществ
- 5.3. Реорганизация хозяйственных товариществ и обществ.
- 5.4. Ликвидация хозяйственных товариществ и обществ.
1. Понятие и виды источников корпоративного права
Под источниками права в специально юридическом смысле понимается внешняя форма выражения права. Источниками корпоративного права являются внешняя форма выражения, способ закрепления корпоративных правовых норм, иными словами, то, где содержатся нормы корпоративного права.
Нормативные акты
Прежде всего источниками корпоративного права являются нормативные акты, в которых выражены особенности правового регулирования корпоративных отношений. Совокупность комплексных нормативных актов, т.е. нормативных актов, содержащих нормы разных отраслей права (частного и публичного), регулирующих корпоративные отношения, является корпоративным законодательством.
Законодательство строится, как правило, исходя из практических интересов и потребностей, поэтому включает разные по своей отраслевой природе нормы, чтобы учесть определенные связи между различными общественными отношениями (гражданскими, административными и др.) и комплексно их урегулировать. Это правило распространяется и на корпоративное законодательство, которое по своей природе является комплексным. В него включаются нормативные акты, которые содержат нормы разных отраслей права.
Корпоративное законодательство объединяет прежде всего нормы частного права. Именно они составляют основу корпоративного законодательства. Вместе с тем в него включены и нормы публичного права, связанные с государственным регулированием корпораций. Законодательное регулирование корпораций должно учитывать интересы не только акционеров, но и иных лиц (наемных работников, партнеров, органов государственной и местной власти, населения), общества и государства в целом. В системе отношений "общество — бизнес" деятельность корпорации способствует увеличению всеобщего богатства и оптимизации производства, служит интересам общества в целом.
Корпоративное законодательство содержит поэтому и нормы публичного права. Например, закон обязывает открытые акционерные общества проводить ежегодный аудит, раскрывать информацию в том объеме и порядке, которые определены нормативными актами о раскрытии информации. Акционерные общества обязаны следовать этим нормам, и в случае их неисполнения будут нести ответственность, предусмотренную административным и уголовным законодательством.
Говоря о корпоративном законодательстве как источнике корпоративного права, следует обратить внимание на ту закономерность, которая характерна вообще для нормативно-правового режима предпринимательства, а именно: чем меньше нормативно-правового регулирования коммерческих отношений, тем больше возможностей для саморегулирования этих отношений. Нормативно-правовые формы должны определять лишь необходимые требования, предъявляемые к предпринимательству, оставляя широкий простор для собственного усмотрения предпринимателя. Предпринимательство и такая его форма, как объединение капиталов, как раз и относятся к той сфере деятельности, где определяющим является саморегулирование (самоуправление).
Следовательно, должен быть определенный баланс между законодательным регулированием и саморегулированием корпорацией. Необходимо иметь в виду две тенденции в регулировании корпоративных отношений. Первая состоит в том, что законодательство устанавливает и должно устанавливать только общие, обязательные правила. Это так называемое "жесткое" регулирование корпоративных отношений, выражающееся в наличии устойчивого законодательства на уровне федеральных законов. Это регулирование является в основном императивным, но не лишено и диспозитивных норм.
Например, изменения в Федеральный закон "Об акционерных обществах", внесенные Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 120-ФЗ, были направлены на сокращение "уставотворчества", сокращение числа диспозитивных норм. Если в первоначальной редакции закона 1995 г. во многих статьях было предусмотрено, что "иное может быть предусмотрено уставом", то в редакции Федерального закона "Об акционерных обществах" от 7 августа 2001 г. эта возможность во многих случаях была исключена, было предусмотрено, что действует только норма закона. Если первоначально кумулятивное голосование при выборах членов совета директоров было обязательно только для акционерных обществ с числом акционеров — владельцев голосующих акций более 1000, и могло быть предусмотрено уставом в акционерных обществах с числом акционеров — владельцев голосующих акций 1000 и менее, то редакция этого федерального закона от 24 февраля 2004 г. N 5-ФЗ содержит императивное правило, предусматривающее, что выборы членов совета директоров общества осуществляются кумулятивным голосованием (п. 4 ст. 66 Федерального закона "Об акционерных обществах").
Законодательство создает основу для правового регулирования корпоративных отношений, но оно не может и не должно стремиться урегулировать в деталях все вопросы деятельности общества. Поэтому оно либо вообще не содержит норм, регулирующих соответствующие отношения (причем далеко не всегда отсутствие регулирования является пробелом в законодательстве), либо устанавливает общее правило, оставляя за участниками таких отношений возможность выбора варианта поведения. Иными словами, должен быть правильный баланс между государственным регулированием и свободой деятельности корпорации.
Вторая тенденция в регулировании корпоративных отношений — это возрастание роли так называемого "мягкого" регулирования, или саморегулирования. Дело в том, что нормы законодательства не всегда могут обеспечить надлежащее корпоративное поведение и разрешение возможных корпоративных конфликтов. Поэтому возрастает роль и значение внутренних локальных актов акционерного общества, являющихся составной частью источников акционерного (корпоративного) права.
Корпоративные нормы
Корпорации сами устанавливают обязательные для своих участников правила поведения — корпоративные нормы. В основном они базируются на общих принципах добросовестности, разумности и справедливости, учета интересов всех участников корпорации. Если такая корпоративная норма учитывает интересы всех (или большинства) участников корпорации, то она является выражением их воли. Сформированная в обществе воля — это и есть правовая норма, которая признается общей волей участников корпоративного объединения. Поэтому морально-этические стандарты разумности, справедливости и добросовестности также рассматриваются как составная часть в регулировании корпоративных отношений и приобретают все большее значение в деятельности акционерных обществ. Такие этические нормы, регулирующие корпоративные отношения, изложены в Кодексе корпоративного поведения, рекомендованном акционерным обществам к применению.
Таким образом, этические нормы, используемые в деловом сообществе и основанные на принципах разумности, справедливости и добросовестности, являются составной частью источников корпоративного права и формируют устойчивые стереотипы поведения, общие для всех участников корпоративных отношений.
Нормы международного права
Другим источником корпоративного права являются нормы международного права.
Согласно Конституции РФ и ст. 7 ГК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.
Если общепризнанными принципами и нормами международного права или международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены корпоративным законодательством, применяются принципы и нормы международного права и правила международного договора РФ
Обычаи делового оборота и корпоративные деловые обыкновения
По мнению Т.В. Кашаниной, источником корпоративного права являются обычаи делового оборота. Как следует из ст. 5 ГК РФ, под обычаем делового оборота понимается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. На сегодняшний день в определенных сферах предпринимательской деятельности (страхование, банковская сфера, перевозка) действительно сложились такие правила поведения, которые можно считать обычаями делового оборота. Было бы правильнее считать их источниками коммерческого (предпринимательского) права, а не источниками корпоративного права, поскольку именно корпорации (акционерные общества) и являются одной из форм предпринимательской деятельности.
Наряду с обычаями делового оборота источником корпоративного права, по мнению Т.В. Кашаниной, являются корпоративные деловые обыкновения, под которыми понимается устоявшаяся практика, заведенный порядок дел. Действительно, в процессе деятельности внутри корпорации складывается определенный порядок ведения дел, определенные привычки и традиции, которые не закреплены в каких-либо внутренних документах корпорации, но которым следуют все участники корпорации.
Становление и состояние российского корпоративного законодательства. История становления российского корпоративного законодательства
Российскому дореволюционному законодательству было известно акционерное товарищество, которое, как отмечал Г.Ф. Шершеневич, представляет собой "высшее выражение капиталистического элемента", что означает сокращение в акционерном обществе личного участия и уменьшение объема ответственности. Акционерное товарищество рассматривалось как договорное соединение лиц для совместного производства торгового промысла с ограниченной определенным вкладом ответственностью каждого участника.
ГК РФ 1922 г. определял акционерное общество (паевое товарищество) как уставное товарищество с правами юридического лица, создаваемое в разрешительном порядке, уставный капитал которого разделен на определенное число равных акций. Каждый участник акционерного общества отвечает только в пределах стоимости принадлежащих ему акций*.
История современного акционерного законодательства начинается с 1990 г., когда постановлением Совета Министров СССР от 19 июня 1990 г. N 590 были утверждены Положение об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и Положение о ценных бумагах.
Положение об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью определяло акционерное общество как общество, имеющее уставный фонд, разделенный на определенное число акций равной номинальной стоимости, и несущее ответственность по обязательствам только своим имуществом. Акционеры несут убытки лишь в пределах стоимости принадлежащих им акций. По положению акционерное общество могло выпускать именные акции, владельцами которых могли быть только граждане, и акции на предъявителя. Акции отчуждались свободно, без согласия акционерного общества, если иное не было предусмотрено уставом.
Создание акционерного общества включало в себя: заявление учредителей о намерении создать акционерное общество, осуществление подписки на акции, проведение учредительной конференции и государственную регистрацию акционерного общества. Учредительным документом акционерного общества являлся только устав.
Союзное Положение об акционерных обществах, утвержденное постановлением Совмина СССР от 19 июня 1990 г. N 590, действовало на территории РФ довольно короткий промежуток времени, так как постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 601 было утверждено Положение об акционерных обществах, действовавшее вплоть до 1996 г.) (далее — Положение N 601). Следует с сожалением признать, что Положение N 601 по качеству уступало союзному акту и содержало, кроме того, довольно грубые ошибки и неточности. Прежде всего Положение N 601 ввело деление акционерного общества на открытое и закрытое, которое сохраняется и по сей день, хотя и не является оправданным. Акции открытого акционерного общества переходят от одного лица к другому без согласия других акционеров, а акции закрытого акционерного общества — только с согласия большинства акционеров, если иное не оговорено в уставе (п. 7 Положения N 601).
По Положению N 601 акционеры отвечают по обязательствам общества в пределах личного вклада в капитал (п. 8), хотя ясно, что речь идет только о возмещении убытков в пределах стоимости акций, принадлежащих акционерам. Акции объявлялись только именными, и именно с тех пор в обороте не стало акций на предъявителя.
Наконец, Положение N 601 изменило порядок создания акционерного общества. Вслед за Законом РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности", который устанавливал одинаковый набор учредительных документов для всех коммерческих организаций — устав и учредительный договор, Положение N 601 также определяло, что учредительными документами акционерного общества являются заявка, представляющая собой формальный договор между учредителями, устав и протокол учредительного собрания (кроме случая, когда у акционерного общества один учредитель).
В отличие от союзного Положения об акционерных обществах, утвержденного постановлением Совмина СССР от 19 июня 1990 г. N 590, по Положению N 601 учредители акционерного общества становились и его первыми акционерами: все акции размещались между учредителями и покрывались подпиской в определенные сроки.
Необходимо отметить, что почти одновременно с Положением N 601 было принято Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденное постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 78. Положение предусматривало, что все ценные бумаги, в том числе акции акционерных обществ, должны пройти государственную регистрацию в Министерстве экономики и финансов РСФСР. Порядок же регистрации определялся Инструкцией Минфина от 3 марта 1992 г. N 2 "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации".
Несмотря на наличие таких положений, являющихся лишь подзаконными актами при отсутствии каких-либо законодательных актов, начало 90-х гг. XX в. ознаменовалось колоссальными махинациями и обманом вкладчиков — акционеров. В обороте находились акции акционерных обществ, не прошедшие государственную регистрацию. Акции выпускались юридическими лицами, не имеющими вообще права выпускать акции (например, на рынке работало общество с ограниченной ответственностью "Хопер"), новоявленные акционерные общества занимались самокотировкой собственных акций, заранее объявляли дивиденды. В самих акционерных обществах акционеры "входили" и "выходили" из них примерно так же, как и из кооператива. Акции — если они и были — печатались самими акционерными обществами на ксероксах, не передавались наследникам. Наглядным примером грубейшего нарушения законодательства явилась деятельность акционерного общества "МММ", выпускающего "билеты".
Указы Президента РФ, издаваемые на протяжении 90-х гг. XX в. и направленные на обеспечение гарантий прав акционеров, на упорядочение деятельности акционерных обществ на рынке ценных бумаг, не смогли справиться с лавиной злоупотреблений и нарушений, имевших место в деятельности акционерных обществ. Все это не могло не вызвать негативных социально-экономических последствий.
Такие многочисленные злоупотребления легкомыслием публики и доверием акционеров заставили российского законодателя обставить возникновение и деятельность акционерных обществ известными гарантиями и принять специальные законы, регулирующие правовое положение акционерных обществ и порядок выпуска и обращения эмиссионных ценных бумаг, прежде всего акций. Такие федеральные законы были приняты в конце 90-х гг. прошлого века. С их принятием можно говорить о том, что процесс становления российского корпоративного законодательства завершился.
Сегодня же корпоративное законодательство находится в процессе совершенствования и изменения, что обусловлено изменениями социально-экономических условий деятельности самих акционерных обществ, их саморазвитием, усложнением механизмов их управления и государственного регулирования.