Лекции по дисциплине “Корпоративное право”. Часть 1 — 3.33. Виды корпоративных норм
- Лекции по дисциплине “Корпоративное право”. Часть 1
- Лекция № 1. Общие положения корпоративного права РФ
- 1.1. Понятие, предмет и метод КП.
- 1.2. Признаки корпоративных отношений.
- 1.3. Функции и цели КП
- 1.4. Система КП
- 1.4. Корпоративное право как наука и учебная дисциплина
- 1.6.Соотношение КП и других отраслей права
- Лекция №2. История развития корпораций
- 2.2. Корпорации в средние века
- 2.3. Корпорации в новое время и в новейшей истории
- 2.4. Понятие корпорации в зарубежном праве
- Лекция №3. Корпоративные нормы и правоотношения
- 3.1. Понятие корпоративных норм
- 3.2. Признаки корпоративных норм
- 3.33. Виды корпоративных норм
- 3.4. Понятие корпоративных правоотношений
- 3.5. Виды корпоративных правоотношений
- Тема №4. Источники корпоративного права
- 4.1. Понятие и виды источников корпоративного права
- 4.2. Современное корпоративное законодательство
- 4.3. Роль и значение Кодекса корпоративного поведения. Стандарты поведения корпораций зарубежных стран
- 4.4. Роль и значение судебной практики
- Лекция №5.Общие положения о хозяйственных товариществах и обществах как субъектах корпоративного права.
- 5.1. Понятие хозяйственных товариществ и обществ
- 5.2. Права и обязанности участников хозяйственных товариществ и обществ
- 5.3. Реорганизация хозяйственных товариществ и обществ.
- 5.4. Ликвидация хозяйственных товариществ и обществ.
3. Виды корпоративных норм.
Различают локальные несоциальные, социальные и договорные корпоративные нормы, а так же общегосударственные нормы, прежде всего — нормы гражданского права.
Несоциальные нормы. Данные нормы регулируют отношения членов корпорации, к каким либо материальным объектам, используемым в деятельности корпорации. Среди них выделяют:
1. Технические нормы (правила, инструкции и т.д.).
2. Санитарные нормы.
3. Физиологические (правила ношения форменной одежды и т.п.).
Т.о. несоциальные нормы конкретизируют правила поведения, определяющие способы и приемы воздействия человека на материальный мир.
Социальные нормы.
Социальные корпоративные нормы закрепляют правила поведения, изданные в организации и регулирующие отношения между коллективом. Иными словами социальная норма представляет собой правило поведения или стандарт, образец поведения одного человека по отношению к другому.
Можно сказать, что социальные нормы формируют т.н. организационную культуру, т.е. свод ключевых ценностей, норм, убеждений, которые понимаются и разделяются всеми членами организации.
Выделяют следующие социальные корпоративные нормы:
1. Корпоративные обычаи.
2. Корпоративные традиции.
3. Этические нормы.
4. Эстетические нормы.
5. Деловые обыкновения.
6. Правовые нормы.
Договорные нормы. Договорным нормам присуща добровольность изъявления воли на совершение указанных в договорной норме действий.
Когда отношения между участниками полностью совпадают с внутренними отношениями в юридическом лице или составляют саму организационную форму корпоративных отношений, т.е. когда корпоративные отношения могут регулироваться в своей основе договором (в пределах, установленных законом), применительно к таким организационным формам корпоративных отношений корпоративный договор должен рассматриваться как акт локального регулирования, содержащий нормы корпоративного права, распространяющийся на определенный субъектный состав и сферу отношений. В подобных случаях все иные соглашения между участниками должны соответствовать корпоративному договору.
Как локальный акт, корпоративный договор приобретает свое функциональное значение и в отношениях с третьими лицами, поскольку необходимо учитывать не только интересы участников, но и требования делового оборота.
Общегосударственные нормы.
Корпоративное право, прежде всего, есть совокупность гражданско-правовых норм. В более широком смысле это совокупность не только норм гражданского законодательства, но и локальных норм, регламентирующих корпоративные отношения. Корпоративным правом может быть обозначено также корпоративное законодательство, которое включает в себя законодательные акты различных отраслей права.
Понимание корпоративного права как совокупности гражданско-правовых норм акцентирует внимание на том, что первое место в иерархии регулирования корпоративных отношений занимает гражданское законодательство и, соответственно, ГК РФ.
Учитывая сказанное, ГК РФ можно считать главным источником корпоративного права, так как именно при помощи его императивных норм "создаются" организационно-правовые формы корпоративных отношений, закрепляются критерии их разграничения и индивидуализации. Все иные нормативные акты, в том числе других отраслей права, носят "обслуживающий" характер, поскольку опосредуют корпоративные отношения дополнительно к "основам" их регулирования, установленным ГК РФ.