Авторское право — Отношение собственности в сфере культуры
- Авторское право
- От анонимного творчества к авторскому кинематографу
- Современное экономическое развитие кинематографа
- Финансы киноотрасли
- Экономика кинопредприятия
- Основные элементы рыночных отношений в киноиндустрии
- Развитие предпринимательской деятельности в сфере культуры
- Отношение собственности в сфере культуры
- Факторы внутренней и внешней среды аудиовизуальной сферы
- Государственно-правовое воздействие на культуру
- Основы понятий «Право» и «Закон»
- Гражданское законодательство в РФ
- Авторское право
- Дуализм интеллектуальной собственности
- История развития Авторского права
- Источники Авторского права
- Эволюция формы произведения
- Мультимедийные программы
Отношение собственности в сфере культуры
Экономика и право — тесно взаимосвязаны. Рыночные отношения в России обусловили появление разнообразных форм собственности в сфере культуры, формирование которых происходило под влиянием экономических и не экономических факторов. Среди них наиболее важными являются следующие:
- Отношение государства к сфере культуры — реализация государственной политики
- Претензии различных групп населения, религиозных и общественных организаций и движений, политических партий, ассоциаций производителей, а также самих потребителей к объектам культуры.
- Отношение федеральных, региональных и местных властных органов к развитию учреждений культуры
- Интерес коммерческих структур и капитала к культуре, как сфере бизнеса
Преобразование собственности начинается с принятия ряда законов: «О собственности», «О предпринимателях и предпринимательской деятельности». Эти законы легализовали наряду с государственной (собственность федеральных, региональных и муниципальных органов власти) и другие формы собственности (собственность общественных организаций, юридических и физических лиц).
Допускалась смешанная форма собственности. В тот же период принимаются законы, имеющие непосредственное отношение к сфере культуры: Закон «Об авторских и смешанных правах», закон «Основы законодательства о культуре», закон «О СМИ»,
Закон «О поддержке российской кинематографии». Все вышеперечисленные нормативно правовые акты (НПА) регулируют отношение к собственности исходя из общественной значимости культурных ценностей и степени их участия в обеспечении определенным государством культурным стандартам потребления, а также возможности коммерческой эксплуатации. Если проанализировать организации и виды культурной деятельности с двух позиций: социальной значимости и коммерческой направленности, то современная собственность в сфере культуры включает:
1 группа — организации государственной и ведомственной собственности, к которым относятся библиотеки, клубные учреждения, музеи, театрально-зрелищные учреждения, цирки, объекты культурного наследия и электронно-печатные СМИ
2 группа — организации и виды культурной деятельности, отражающие идеологию определенных групп, которые являются их собственниками.
3 группа — включает коммерческие предприятия культуры, центры досуга, галереи и т.д.
Основные способы приобретения собственности в сфере культуры:
1. Приватизация (от латинского — частный) — это передача государственного или муниципального имущества за плату или безвозмездно в собственность отдельных лиц или коллективов.
2. Аренда с правом последующего выкупа
3. Создание новых предприятий, в том числе путем реорганизации существующих
Низкая коммерческая привлекательность большинства культурно-просветительских учреждений, а также рискованный характер бизнеса сдерживают приватизацию в сфере культуры. В настоящее время 70% организаций культуры находится государственной собственности. Негосударственные учреждения культуры охватывают молодежные организации (клубы), производство сопутствующих товаров ( диски, плееры), сюда же относятся предприятия, которые оказывают консалтинговые, образовательные, рекламные услуги.
Процесс формирования собственности в культуре еще не завершен. Аналитики считают, что в перспективе вложения в сферу культуры будут выгодными. Развитие отношений и организаций культуры в АВС зависит от соотношения внутренних и внешних факторов и среды, в которой осуществляют свою коммерческую и творческую деятельность организации культуры.