Авторское право — Экономика кинопредприятия
- Авторское право
- От анонимного творчества к авторскому кинематографу
- Современное экономическое развитие кинематографа
- Финансы киноотрасли
- Экономика кинопредприятия
- Основные элементы рыночных отношений в киноиндустрии
- Развитие предпринимательской деятельности в сфере культуры
- Отношение собственности в сфере культуры
- Факторы внутренней и внешней среды аудиовизуальной сферы
- Государственно-правовое воздействие на культуру
- Основы понятий «Право» и «Закон»
- Гражданское законодательство в РФ
- Авторское право
- Дуализм интеллектуальной собственности
- История развития Авторского права
- Источники Авторского права
- Эволюция формы произведения
- Мультимедийные программы
Экономика кинопредприятия.
Прямое бюджетное финансирование АВС обычно устанавливается законодательными федеральными, региональными или местными органами власти в определенной доле расходной части бюджета, которая идет на финансирование социально-культурного обеспечения населения. Согласно Российскому законодательству финансирование в сфере культуры должно осуществляться в размере 2% расходов федерального, и не менее 6% регионального и местного бюджетов. Основание бюджетного финансирование — реализация конституционного права граждан на обеспечение минимального набора культурных благ и услуг. Это право реализуется в виде установленных нормативов обеспечения населения учреждениями культуры.
Социальные нормативы и нормы по АВС предусматривают обеспечение граждан кинотеатрами, видеозалами, возможность просмотра телевидения и прослушивания радио.
Прямое бюджетное финансирование осуществляется по ряду направлений, среди которых, можно выделить следующие:
1. Финансирование культурных программ национального и регионального значения
2. Финансирование текущих расходов организаций и учреждений культуры
3. Финансирование капитальных вложений, в том числе, связанных с развитием сети культурных учреждений, а также целевые трансферты, гранты организациям и деятелям культуры
4. Финансирование подготовки кадров
Одним из примеров федеральной программы является — программа поддержки показа и проката национальных фильмов, которая осуществляется наряду с программой финансовой поддержки производства национального кино.
Проблемы финансирования отдельных видов АВС и СМИ тесно переплетаются в силу их большой взаимосвязи, что отчетливо проявилось в послереформенный период российской экономики. Основные финансовые проблемы появились у АВС, когда произошло замещение в сфере потребления аудиовизуальной продукции — кинотеатры проигрывали домашним просмотрам. Так в 1991 году посещение кинотеатров в России составило 14,2 на 1 жителя страны в год, мы занимали первое место в мире по этому показателю. Для сравнения: в Индии этот показатель составил — 11, в США -10,5, в Европе — 5,. К 1996 году в России данный показатель сократился в 29 раз и составил 0,3,
в то время, как в других странах он неуклонно рос. С одной стороны это было обусловлено падением уровня жизни, а с другой — появлением другого вида АВП — видео.
В то же время, в кинотеатрах на 1 сеанс российского кино приходилось 9 фильмов зарубежного производства. Это привело к снижению популярности кино среди населения. Снизилось и производство отечественной продукции: со 172 фильмов в 1992 году, до 51 — в 1995 году. Основная масса демонстрируемых фильмов того времени составляли 50% производства США, поэтому доходность проката обеспечивали американские фильмы на 90% , а в Москве — 97%.
Это отрицательно сказалось на состоянии отечественного кинематографа, приблизив системный кризис кино. Киноиндустрия России из некогда прибыльной отрасли превратилась в убыточную, требующую все больше и больше бюджетных средств. Со временем ситуация оптимизировалась. В соответствии с Федеральным Законом «О государственной поддержке кинематографии» фильм является национальным достоянием если:
· Производитель фильма (продюсер) должен являться гражданином РФ
· Авторы фильма должны быть гражданами РФ
· В состав съемочной группы входит большинство граждан РФ
· Фильм снимается на русском языке или других языка народов РФ
· Не менее 50% общего объема работ в сметных ценах по производству фильма, тиражированию, прокату осуществляется организациями кинематографии, зарегистрированными на территории РФ
· Иностранные инвестиции в производство составляют не более 30%.
Для получения бюджетных средств под социальный заказ на национальный фильм требуется предоставить некоторые сведения конкурсным комиссиям Министерства культуры РФ. Эти сведения содержатся в «Положении о национальном фильме» от 27.01.1999г, которое утверждено Госкомитетом РФ по кинематографии. Направления поддержки:
1. Селективная поддержка производства и проката с учетом дифференциации зрительского спроса
2. Премиальная поддержка выдается продюсеру или режиссеру на создание фильма, если предыдущая работа получила награду на отечественном или международном кинофестивале, либо собрала максимальное количество зрителей
3. Поддержка молодых талантов
4. Поддержка производства и проката фильмов для детей
5. Возврат господдержки
6. Стартовая поддержка для финансирования подготовительного периода создания фильма
Помимо указанных направлений прямое бюджетное финансирование осуществляется на проведение различного рода фестивалей и конкурсов, проведение празднования памятных дат, отдельных организаций связанных с подготовкой кадров, содержание организаций по архивированию и хранению киноматериалов, осуществление капитальных вложений в ремонт и строительство новых объектов кинематографии.
Косвенное бюджетное финансирование имеет следующие направления
1. Предоставление налоговых льгот организациям культуры, которые могут выражаться в виде полной или частичной отмены выплаты по отдельным налогам федерального, регионального или местного значения( НДС, налог на прибыль, налог на землю)
2. В некоторых странах предоставляется льгота по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) в части творческого труда работников
3. Таможенные льготы
4. Льготы по оплате коммунальных услуг и арендной плате. Эти льготы предоставляются, как отдельным организациям, так и творческим союзам
5. Льготное кредитование, предоставление гарантий государства по кредитам
6. Уменьшение налогооблагаемой базы для юридических и физических лиц на сумму благотворительной помощи учреждениям культуры
Помимо государственного финансирования источниками доходов киноорганизаций являются собственные доходы, полученные от сборов с киносеансов, оказание коммерческих услуг населению, таких как предоставление в аренду собственных площадей и территорий, оборудования и др. разрешенные законом виды деятельности.
Среди таких видов деятельности можно назвать:
· Торгово-посредническая деятельность
· Оказание договорных услуг
· Видеопрокат
· Аудио-видеозапись
· Видеобары
· Рестораны, казино, дискотеки
· Аттракционы
· Платное обучение
· Спортивно-оздоровительные учреждения
· Аренда оборудования
· Услуги населению
Некоторые фильмопроизводящие предприятия представляют услуги по своей фильмотеке
Финансирование коммерческими структурами. Большая часть видеорынка считается теневым. По мнению законодателя, вывод средств из теневого видеорынка способно во многом оптимизировать финансирование кинематографии. Однако на сегодняшний день ни юридической, ни силовой возможности для этого нет.
Помимо прочих источников финансирования кинематографии и культуры предполагается создание фондов поддержки кинематографии, формирование кторых может осуществляться из следующих источников:
1. Лицензионная оплата за радио и ТВ, а также налоги на продажу книг, показ спектаклей, копирование книг, копирование АВП, а также на сами копировальные средства
2. Специальные налоги на чистые аудиовизуальные диски и технику
3. Введение в обращение спецакцизных марок (Спецотчисления от табачного, алкогольного игрового бизнеса)
4. Выделение части арендной платы
5. Расширение сборов от благотворителей
6. Отчисления от пиратского сбора — от реализации незаконно использованного оборудования
7. Введение абонентной платы за телепрограммы
Современному кинематографу необходимо более широкое включение в проекты по производству фильмов страховых компаний для формирования так называемого «залога завершения» — вид страхования, обеспечивающий выполнение контракта. Участие страховых компаний в производстве фильма стабилизирует и дисциплинирует процесс производства.