Авторское право — Современное экономическое развитие кинематографа
- Авторское право
- От анонимного творчества к авторскому кинематографу
- Современное экономическое развитие кинематографа
- Финансы киноотрасли
- Экономика кинопредприятия
- Основные элементы рыночных отношений в киноиндустрии
- Развитие предпринимательской деятельности в сфере культуры
- Отношение собственности в сфере культуры
- Факторы внутренней и внешней среды аудиовизуальной сферы
- Государственно-правовое воздействие на культуру
- Основы понятий «Право» и «Закон»
- Гражданское законодательство в РФ
- Авторское право
- Дуализм интеллектуальной собственности
- История развития Авторского права
- Источники Авторского права
- Эволюция формы произведения
- Мультимедийные программы
Современное экономическое развитие кинематографа
Кино (kinеo — двигаю, двигаюсь).
Киноискусство — вид художественного творчества, сформировавшегося на технической основе кинематографа. Важнейшая составная часть искусства экрана, включающая произведения, основанные на других средствах аудиовизуальных коммуникаций — телевидение, видео, голография.
Искусство экрана соединяет в себе ресурсы временных и пространственных искусств. Кинематограф — важнейшая отрасль культуры. Кинематография — отрасль экономики и культуры, осуществляющая производство и показ кинофильма зрителю.
Первые негосударственные формы производства кино появились на рубеже 80-90-ых годов в виде широко распространившихся тогда кооперативов. Кооператив — как форма собственности просуществовал недолго, но дал первые образцы независимой от государства предпринимательской деятельности в стране, где такие понятия, как частная собственность, коммерция были под запретом. Изменение системы ценностей привело к развитию частной инициативы, которую как оказалась, не смогли стереть из памяти и сознания людей годы социалистической экономики. Уже тогда на кооперативном этапе реформ на киностудиях старались освобождаться от стоявших в простое режиссеров. Самые энергичные приступили поиску средств и начали организовывать свои производства. Это стало возможным после того, как государством было дано разрешение самостоятельно снимать фильмы.
Бурное выделение творческой энергии, независимость производства фильмов привело
К внезапному незапланированному перепроизводству фильмов (200-300 фильмов в год в России, поскольку производством занимались даже непрофессионалы) Производство фильмов за короткий срок выросло вдвое, против того, что снимали при Советской власти. Было удивительно появление денег для этого. Но, как и в прежние времена, выделенные средства не требовались обратно, они воспринимались, как подарок, тратились без учета того, что их необходимо возвращать после проката.
Поскольку прокат еще не входил в сферу их интересов, большинство фильмов в прокат так и не поступили. Роль катализатора перемен в киноиндустрии сыграло Постановление СМ №1003 «О перестройке творческих организаций и экономической деятельности в советском кинематографе». Оно вышло в ноябре 1989 года и не содержало рекомендаций, деклараций и разъяснений. Отменялась система советского кинематографа, которая действовала на протяжении 70 лет. Отказ от диктата государства означал и прекращение финансирования отрасли. Теперь кинопроизводителю предлагалось самостоятельно устанавливать отношения со зрителем и выживать за его счет. Это означало фундаментальный сдвиг в культурно-психологической миссии кино, терявшего нормативы образа жизни. Теоретически — это переход к жанровому кино, однако о предпочтениях зрителей того времени представления не имелось.
Постановление №1003 оказалось более революционным, чем ожидалось, так как разрешало и частное кинопроизводство, и торговлю фильмами. Однако кинотеатры все еще оставались государственными. Не было предложена и система преобразования областных контор проката и распределения фильмов в рыночные прокатные структуры.
Не предусматривалось и источников компенсации оборотных средств для киностудии, что при отсутствии их собственного возвратного механизма грозило неминуемой катастрофой.
Отныне студии не сдавали свои фильмы в Госкино, не ждали поправок и присвоения прокатной категории. Разрешался прямой выход со своими фильмами в прокат, то есть установление прямых связей с кинотеатрами.
Твердые единые тарифы проката были отменены, так же как и цензура. Наступала необходимость возврата потраченных на съемку фильма средств через прокат, и многие кинематографисты оказались не готовы к этому. Таим образом, Постановление №1003 не создавало будущего, а констатировало разрушение старого.
Это время характеризуется отдаленными представлениями об интеллектуальной собственности, когда не существовало законодательство об АП, что и послужило возникновению «пиратства».Законодательство того периода не могло исчерпывающе ответить на вопросы о собственности и праве, зачастую вступало в противоречие с договорными отношениями. Возникшая тогда путаница по вопросам АП до сих пор является предметом рассмотрения в судах.
Каждый отдельный процесс кинопроизводства предполагает некую организацию, юридически оформленную, которая занимается производством конкретного фильма, включая при этом, как поиск профессионалов, так и поиск средств. Кинобизнес превращался из государственной службы на огромной кинофабрике в самостоятельную предпринимательскую деятельность. Безусловно, новые виды деятельности диктуют новую логику и методы работы, требуют новых технических решений, учат принимать оперативные мероприятия, добиваться эффективности производства, что сопряжено с большими трудностями. Для преодоления трудностей кинокомпании занимаются и непрофильной деятельностью, оказывая информационно-издательские, рекламные и другие услуги. В 1991 году независимых кинокомпаний насчитывалось около 200, среди них и те, кто сохранился и известен до сих пор — 3Т, «Форафильм».
Профессионализм кинокомпаний укрепился, обогатившись опытом предпринимательской деятельности. Этот период характерен также началом сотрудничества независимых кинокомпаний с иностранными. Кинематографисты того времени успешно сотрудничали с Французским центром национальной кинематографии, который проводил конкурс в целях поддержки независимого кино. В России было реализовано 25 проектов. Среди них: «Окно в Париж» ( реж. Ю.Мамин), «Прорва» (реж. И. Дыховичный), «Урга», «От 6 до 12» ( реж. Н.Михалков).