История педагогики (Лекция №2 — Школа и педагогическая мысль в средние века)
- История педагогики (Лекция №2 — Школа и педагогическая мысль в средние века)
- 2. Утверждение христианской педагогической традиции и типология церковных школ.
- 2. Утверждение христианской педагогической традиции и типология церковных школ. 2
- 2. Утверждение христианской педагогической традиции и типология церковных школ. 3
- 3. Воспитание светских феодалов и система рыцарского воспитания.
- 4. Распространение школьного образования в городах и возникновение первых средневековых университетов.
- 4. Распространение школьного образования в городах и возникновение первых средневековых университетов. 2
- 4. Распространение школьного образования в городах и возникновение первых средневековых университетов. 3
- 5. Философско-педагогические взгляды философов и теологов раннего Средневековья.
- 5. Философско-педагогические взгляды философов и теологов раннего Средневековья. 2
- 6. Педагогические идеи гуманистов и ранних социалистов-утопистов эпохи Возрождения.
- 6. Педагогические идеи гуманистов и ранних социалистов-утопистов эпохи Возрождения. 2
- 6. Педагогические идеи гуманистов и ранних социалистов-утопистов эпохи Возрождения. 3
- 6. Педагогические идеи гуманистов и ранних социалистов-утопистов эпохи Возрождения. 4
- 6. Педагогические идеи гуманистов и ранних социалистов-утопистов эпохи Возрождения. 5
- 6. Педагогические идеи гуманистов и ранних социалистов-утопистов эпохи Возрождения. 6
- 6. Педагогические идеи гуманистов и ранних социалистов-утопистов эпохи Возрождения. 7
- 6. Педагогические идеи гуманистов и ранних социалистов-утопистов эпохи Возрождения. 8
- 6. Педагогические идеи гуманистов и ранних социалистов-утопистов эпохи Возрождения. 9
- 7. Социально-педагогические идеи Реформации.
- 7. Социально-педагогические идеи Реформации. 2
- 7. Социально-педагогические идеи Реформации. 3
- 7. Социально-педагогические идеи Реформации. 4
- 8. Педагогическая идеология в период контрреформации. Иезуитская система воспитания.
- 8. Педагогическая идеология в период контрреформации. Иезуитская система воспитания. 2
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
Требовал от преподавателя не красноречия, а умения обосновывать избранную точку зрения логическими доводами. Он был противником априорно признаваемого авторитета учителя.
У Абеляра впервые нашла яркое выражение идея противопоставления образования, основывающегося на знании, образованию, получаемому в результате собственных исследовательских усилий. Эта идея имела огромное значение в условиях появления университетов, дающих высшее образование и являющихся одновременно центрами средневековой науки.
Сочинение Винсента де Бове (1190 — 1264) монаха и наставника детей французского короля «О воспитании знатных детей» явилось своеобразной педагогической энциклопедией Средневековья. В нем в тесном единстве рассматривались проблемы обучения и воспитания нравственности. Винсент доказывал, что знания облагораживают человеческую природу, позволяют осознанно относиться к себе и к своим знаниям. Он считал, что только это единство и может обеспечивать добродетельное поведение.
Он призывал к смягчению воспитания, предлагая завоевывать познавательный интерес детей шуткой и играми. Важной идеей можно считать его тезис о недопустимости использования в процессе обучения телесных наказаний. Он призывал педагога действовать исключительно убеждением и принуждением, а наказывать телесно воспитанника лишь в крайних случаях.
В XIII в. своего расцвета достигла схоластика. Фома Аквинский (1225 — 1274) — средневековый философ и богослов. Изучал в Неапольском университете свободные искусства. Во время пребывания в Италии познакомился с трудами Аристотеля. В 1323 г. был причислен к лику святых.
Фома Аквинский четко определил область науки и веры. Задача науки, считал он, объяснение закономерностей мира. Науке под силу достижение объективного знания, поскольку разум правильно сориентирован на объект. Но охватить все наука не может, поэтому, по мнению философа над царством научного и философского познания находиться царство богословия. Так как область существенных таинств христианской веры (триединство, воскресение и т. д.) остается вне возможностей разума.
Однако, по мнению Аквинского, между наукой и верой нет противоречия, так как истина откровения выше разума, но не противоречит ему.
Следуя за Аристотелем, Фома Аквинский полагал, что Бог является первопричиной и конечной целью всего сущего, «чистой формой». Земной же мир — это единство «формы» и «материи».
Человек представлялся Фоме Аквинскому как соединение души и тела. Душа «нематериальна» и получает свое «завершение» только через тело. Поэтому всякое пренебрежение к телесному вступает в противоречие с опытом и здравым смыслом.
Таким образом, Фома Аквинский способствовал утверждению рационалистически-индивидуалистических установок, исключительно значимых для социокультурных и в том числе педагогических традиций Западной Европы.