История педагогики (Лекция №2 — Школа и педагогическая мысль в средние века)

Большое внимание уделяется умственному развитию, которое должно разумно сочетаться с принципом соревновательности, с физическим и нравственно-эстетическим воспитанием, с участием детей в труде, с обучением различным профессиям. В мастерских и на полях дети получают практические навыки, знакомятся с орудиями труда, работают вместе с взрослыми.

Вслед за Италией идеи Возрождения проникают в соседнюю Францию, где культивируются и распространяются в Парижском университете, знаменитом очаге культуры и искусства. В дальнейшем идеи гуманизма распространились на всей территории центральной и Северной Европы.

Представителями французского Возрождения, повлиявших на развитие педагогической мысли и школьной практики, выделяются Франсуа Рабле (1494 — 1553) и Мишель Монтень (1533 -1592).

Франсуа Рабле — французский писатель-гуманист, священник, профессор анатомии. Рабле был сыном состоятельного юриста. Долгие годы он провел в монастыре, занимаясь науками, а потом окончил медицинский факультет университета в городе Монпелье.

Писатель прекрасно знал многие языки, в том числе древнегреческий, латинский и даже арабский, переписывался с Эразмом Роттердамским, которого в шутку называл своим отцом и матерью сразу, общался со многими самыми образованными людьми своего времени.

В своем бессмертном произведении «Гаргантюа и Пантагрюэль» он едко и остроумно обличал пороки средневекового воспитания и обучения и одновременно рисовал идеальное гуманистическое воспитание в центре, которого лежало духовное и телесное развитие личности. Рабле резко критиковал неэффективность и ограниченность средневекового догматического обучения.

В романе Рабле показывает, что обучение и воспитание Гаргантюа заканчивается плачевно, мальчик забывает все, чему его учили ученые-схоласты. Основным методом их воспитания была бессмысленная зубрежка. Отец Гаргантюа, король, выгоняет горе-учителей и приглашает учителя-гуманиста, который все изменил.

Новый воспитатель Гаргантюа заботился о том, чтобы мальчик вырос разносторонне воспитанным и образованным. Учение велось путем бесед, чтения книг, с применением наглядных пособий.

Гаргантюа изучал латынь, арифметику, геометрию, астрономию, музыку и другие науки, чередуя умственные занятия с играми и физическими упражнениями на свежем воздухе. Он овладел фехтованием, борьбой, верховой ездой, плаванием, подниманием тяжести, обучился игре на нескольких музыкальных инструментах и пению. Усвоение знаний носило сознательный характер.

Гаргантюа наблюдал природные явления, совершая прогулки по полям и лесам, собирал растения и составлял гербарий. Вечерами воспитанник рассматривал звездное небо, слушал ученых мужей. В дождливые дни — пилил дрова, молотил хлеб, посещает ремесленников и купцов.

Вы здесь: Главная Педагогика История педагогики История педагогики (Лекция №2 — Школа и педагогическая мысль в средние века)