История педагогики (Лекция №2 — Школа и педагогическая мысль в средние века)
- История педагогики (Лекция №2 — Школа и педагогическая мысль в средние века)
- 2. Утверждение христианской педагогической традиции и типология церковных школ.
- 2. Утверждение христианской педагогической традиции и типология церковных школ. 2
- 2. Утверждение христианской педагогической традиции и типология церковных школ. 3
- 3. Воспитание светских феодалов и система рыцарского воспитания.
- 4. Распространение школьного образования в городах и возникновение первых средневековых университетов.
- 4. Распространение школьного образования в городах и возникновение первых средневековых университетов. 2
- 4. Распространение школьного образования в городах и возникновение первых средневековых университетов. 3
- 5. Философско-педагогические взгляды философов и теологов раннего Средневековья.
- 5. Философско-педагогические взгляды философов и теологов раннего Средневековья. 2
- 6. Педагогические идеи гуманистов и ранних социалистов-утопистов эпохи Возрождения.
- 6. Педагогические идеи гуманистов и ранних социалистов-утопистов эпохи Возрождения. 2
- 6. Педагогические идеи гуманистов и ранних социалистов-утопистов эпохи Возрождения. 3
- 6. Педагогические идеи гуманистов и ранних социалистов-утопистов эпохи Возрождения. 4
- 6. Педагогические идеи гуманистов и ранних социалистов-утопистов эпохи Возрождения. 5
- 6. Педагогические идеи гуманистов и ранних социалистов-утопистов эпохи Возрождения. 6
- 6. Педагогические идеи гуманистов и ранних социалистов-утопистов эпохи Возрождения. 7
- 6. Педагогические идеи гуманистов и ранних социалистов-утопистов эпохи Возрождения. 8
- 6. Педагогические идеи гуманистов и ранних социалистов-утопистов эпохи Возрождения. 9
- 7. Социально-педагогические идеи Реформации.
- 7. Социально-педагогические идеи Реформации. 2
- 7. Социально-педагогические идеи Реформации. 3
- 7. Социально-педагогические идеи Реформации. 4
- 8. Педагогическая идеология в период контрреформации. Иезуитская система воспитания.
- 8. Педагогическая идеология в период контрреформации. Иезуитская система воспитания. 2
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
Вслед за Италией идеи Возрождения проникают в соседнюю Францию, где культивируются и распространяются в Парижском университете, знаменитом очаге культуры и искусства. В дальнейшем идеи гуманизма распространились на всей территории центральной и Северной Европы.
Представителями французского Возрождения, повлиявших на развитие педагогической мысли и школьной практики, выделяются Франсуа Рабле (1494 — 1553) и Мишель Монтень (1533 -1592).
Франсуа Рабле — французский писатель-гуманист, священник, профессор анатомии. Рабле был сыном состоятельного юриста. Долгие годы он провел в монастыре, занимаясь науками, а потом окончил медицинский факультет университета в городе Монпелье.
Писатель прекрасно знал многие языки, в том числе древнегреческий, латинский и даже арабский, переписывался с Эразмом Роттердамским, которого в шутку называл своим отцом и матерью сразу, общался со многими самыми образованными людьми своего времени.
В своем бессмертном произведении «Гаргантюа и Пантагрюэль» он едко и остроумно обличал пороки средневекового воспитания и обучения и одновременно рисовал идеальное гуманистическое воспитание в центре, которого лежало духовное и телесное развитие личности. Рабле резко критиковал неэффективность и ограниченность средневекового догматического обучения.
В романе Рабле показывает, что обучение и воспитание Гаргантюа заканчивается плачевно, мальчик забывает все, чему его учили ученые-схоласты. Основным методом их воспитания была бессмысленная зубрежка. Отец Гаргантюа, король, выгоняет горе-учителей и приглашает учителя-гуманиста, который все изменил.
Новый воспитатель Гаргантюа заботился о том, чтобы мальчик вырос разносторонне воспитанным и образованным. Учение велось путем бесед, чтения книг, с применением наглядных пособий.
Гаргантюа изучал латынь, арифметику, геометрию, астрономию, музыку и другие науки, чередуя умственные занятия с играми и физическими упражнениями на свежем воздухе. Он овладел фехтованием, борьбой, верховой ездой, плаванием, подниманием тяжести, обучился игре на нескольких музыкальных инструментах и пению. Усвоение знаний носило сознательный характер.
Гаргантюа наблюдал природные явления, совершая прогулки по полям и лесам, собирал растения и составлял гербарий. Вечерами воспитанник рассматривал звездное небо, слушал ученых мужей. В дождливые дни — пилил дрова, молотил хлеб, посещает ремесленников и купцов.