История педагогики (Лекция №2 — Школа и педагогическая мысль в средние века)

Работавшие по этому плану школы получили название гимназий. Именно этот тип школ существенно усовершенствовал Иоганн Штурм, создавший в 1538 г. гимназию в городе Страсбурге. Рассчитанный на десять лет курс обучения базировался на трех идеях, рожденных реформацией (благочестие), гуманизмом (красноречия) и потребностями развивающегося общества (знание).

Гимназии Штурма давали крайне одностороннее образование, принося в жертву древним языкам все остальные предметы средней школы, не давая при этом практически никаких реальных знаний.

Таким образом, Реформация и протестантизм, в частности, вначале выступил с отрицанием католического догматизма, консерватизма, религиозной нетерпимости и привилегий католического духовенства. Однако протестантские университеты скоро выродились в такие же теологические учебные заведения, какими были и раньше. Вместо католического засилия в них стало господствовать — протестантское. Преподавание снова ушло в узкий круг чисто церковных, теологических интересов. В средних школах и университетах расцвело направление известное под названием неосхоластика.

В целом Реформация способствовала утверждению на Западе педагогических идеалов, направленность которых существенно отличалась от устремлений гуманистов Возрождения. На смену идеальному образу развитой, преданной общечеловеческому делу личности пришел деловой человек-прагматик, сочетающий христианскую добродетель со служением собственному интересу.

Педагогические идеалы Реформации уже в XVI в. реализовывались через достаточно широкую школьную сеть. Значительно большее внимание развитию образования в это же время стала уделять и католическая церковь, пытавшаяся превратить школу в один из действенных инструментов политики контрреформации.

 

Вы здесь: Главная Педагогика История педагогики История педагогики (Лекция №2 — Школа и педагогическая мысль в средние века)