История педагогики (Лекция №2 — Школа и педагогическая мысль в средние века)
- История педагогики (Лекция №2 — Школа и педагогическая мысль в средние века)
- 2. Утверждение христианской педагогической традиции и типология церковных школ.
- 2. Утверждение христианской педагогической традиции и типология церковных школ. 2
- 2. Утверждение христианской педагогической традиции и типология церковных школ. 3
- 3. Воспитание светских феодалов и система рыцарского воспитания.
- 4. Распространение школьного образования в городах и возникновение первых средневековых университетов.
- 4. Распространение школьного образования в городах и возникновение первых средневековых университетов. 2
- 4. Распространение школьного образования в городах и возникновение первых средневековых университетов. 3
- 5. Философско-педагогические взгляды философов и теологов раннего Средневековья.
- 5. Философско-педагогические взгляды философов и теологов раннего Средневековья. 2
- 6. Педагогические идеи гуманистов и ранних социалистов-утопистов эпохи Возрождения.
- 6. Педагогические идеи гуманистов и ранних социалистов-утопистов эпохи Возрождения. 2
- 6. Педагогические идеи гуманистов и ранних социалистов-утопистов эпохи Возрождения. 3
- 6. Педагогические идеи гуманистов и ранних социалистов-утопистов эпохи Возрождения. 4
- 6. Педагогические идеи гуманистов и ранних социалистов-утопистов эпохи Возрождения. 5
- 6. Педагогические идеи гуманистов и ранних социалистов-утопистов эпохи Возрождения. 6
- 6. Педагогические идеи гуманистов и ранних социалистов-утопистов эпохи Возрождения. 7
- 6. Педагогические идеи гуманистов и ранних социалистов-утопистов эпохи Возрождения. 8
- 6. Педагогические идеи гуманистов и ранних социалистов-утопистов эпохи Возрождения. 9
- 7. Социально-педагогические идеи Реформации.
- 7. Социально-педагогические идеи Реформации. 2
- 7. Социально-педагогические идеи Реформации. 3
- 7. Социально-педагогические идеи Реформации. 4
- 8. Педагогическая идеология в период контрреформации. Иезуитская система воспитания.
- 8. Педагогическая идеология в период контрреформации. Иезуитская система воспитания. 2
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
Таким образом, городские школы отличались от церковных школ своей практичной и естественнонаучной направленностью и были более прогрессивны.
В XIV — XV вв. появляются светские учебные заведения — коллегии, которые выступали в качестве связующего звена между начальным и высшим образованием.
До середины XV в. коллегии были приютами для детей малоимущих слоев. В дальнейшем они становятся местом учебных занятий, существуя при университетах. Школяры жили на подаяние. Размещались в непристойных местах города с высоким уровнем преступности. Позже коллегии превратились в землячества университетов и колледжи — учебные заведения общего образования.
Важной вехой в развитии педагогической науки и образования явилось создание первых средневековых университетов. Они были созданы по инициативе ученых и всех, заинтересованных в развитии науки городских слоев, в недрах церковных школ конца XI — начала XII вв.
Самым престижным считался Парижский университет (1200), который вырос из богословской школы-приюта, где жили шестнадцать студентов (по четыре француза, немца, англичанина и итальянца). Приют основал духовник короля Роберт Сорбон.
С тех пор Парижский университет и называется Сорбонной. Курс обучения в нем длился десять лет. По окончании студент должен был с шести утра до шести вечера без перерыва вести диспут с двадцатью профессорами, которые сменялись каждые полчаса. Выдержавший такое испытание студент получал степень доктора и особую черную шапочку.
Подобным образом возникали и другие первые европейские университеты: в Неаполе (1224), Оксфорде (1206), Кембридже (1231), Лиссабоне (1290). Сеть университетов довольно быстро росла. Если в XIII веке в Европе насчитывалось 19 университетов, то в следующем столетии к ним добавились еще 25 (в Анжере, Орлеане, Пизе, Кельне, Праге, Вене, Кракове и других городах).