История педагогики (Лекция №1 — Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах)
- История педагогики (Лекция №1 — Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах)
- Цели и задачи курса «История педагогики». 2
- 2. Возникновение воспитания в первобытном обществе.
- Возникновение воспитания в первобытном обществе. 2
- Возникновение воспитания в первобытном обществе. 3
- Возникновение воспитания в первобытном обществе. 4
- Школа и педагогическая мысль в древнейших цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока.
- Школа и педагогическая мысль в древнейших цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока. 2
- Школа и педагогическая мысль в древнейших цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока. 3
- Школа и педагогическая мысль в древнейших цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока. 4
- Школа и педагогическая мысль в древнейших цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока. 4
- 4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции.
- 4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции. 2
- 4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции. 3
- 4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции. 4
- 5. Образование и воспитание в Древнем Риме.
- Образование и воспитание в Древней Греции. 2
- Образование и воспитание в Древней Греции. 3
- Образование и воспитание в Древней Греции. 4
- Образование и воспитание в Древней Греции. 5
- Образование и воспитание в Древней Греции. 6
- Образование и воспитание в Древней Греции. 7
- Образование и воспитание в Древней Греции. 8
- 5. Образование и воспитание в Древнем Риме.
- 5. Образование и воспитание в Древнем Риме. 2
- 5. Образование и воспитание в Древнем Риме. 3
- 5. Образование и воспитание в Древнем Риме. 4
- 5. Образование и воспитание в Древнем Риме. 5
- 6. Просвещение и педагогическая мысль в Византии. Воспитательно-образовательные идеи ранних христиан.
- 6. Просвещение и педагогическая мысль в Византии. Воспитательно-образовательные идеи ранних христиан. 2
- 6. Просвещение и педагогическая мысль в Византии. Воспитательно-образовательные идеи ранних христиан. 3
- 6. Просвещение и педагогическая мысль в Византии. Воспитательно-образовательные идеи ранних христиан. 4
- 6. Просвещение и педагогическая мысль в Византии. Воспитательно-образовательные идеи ранних христиан. 5
- 6. Просвещение и педагогическая мысль в Византии. Воспитательно-образовательные идеи ранних христиан. 6
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
К середине I тыс.н. э. в истории древнеиндийской цивилизации начинается новая эпоха, которая внесла изменения в экономической, духовной жизни государства, оставила след в сфере воспитания и обучения. Эти изменения были вызваны появлением новой религии — буддизма. У истоков буддистской традиции обучения стоит Будда, или Шакья-Муни (623 — 544 гг. до н. э.). Согласно преданию Будда в юности был огражден от всяких тревог, проводя все свободное время во дворце. Он был окружен музыкой, состязаниями и развлечениями. Однажды мальчик подсмотрел тяготы и лишения простой жизни за пределами дворца и решил отправиться в долгий путь странствий и просветления. В результате долгих странствий и размышлений Будда становится гуру в лесной школе около города Бенареса.
Будда считался существом, достигшим высшего совершенства. Согласно буддизму, главной задачей воспитания является совершенствование души человека, которую необходимо избавить от мирских страстей через процесс самопознания и самосовершенствования. А вершиной совершенствования является состояние нирваны, полной отрешенности от внешнего мира. Нравственными идеями буддизма стали: братская любовь, милосердие, запрет на убийство живых существ, честность, умеренность и другие, которые со временем изменили программу и содержание древнеиндийского образования.
Во многом сходные с буддизмом религиозные и философские принципы нашли отражение и развитие в китайской культуре. В основе педагогических традиций Древнего Китая, как и других древних человеческих цивилизаций, лежит опыт семейно-общественного воспитания, уходивший корнями в первобытную эпоху. В основе воспитательных отношений лежало уважение старших младшими членами семьи. Наставник почитался как отец, а деятельность учителя была весьма почетна. Сложившийся в Древнем Китае идеал воспитания и образования предусматривал подготовку начитанного, вежливого, наделенного самообладанием человека, умеющего «заглянуть глубоко в себя и установить гармонию в душе».
Первые школы в Китае появились в III тыс. до н. э. и назывались сян и сюй. Сян возникли на месте поселения престарелых членов общины, которые брались обучать и наставлять молодежь. В сюй учили военному делу, в частности, стрельбе из лука. Программа обучения и воспитания в Древнем Китае включала шесть основных искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью. Важнейшим способом и целью обучения являлось иероглифическое письмо. Им владели лишь немногие жрецы. Этот вид письменности требовал длительного обучения и крайне медленно распространялся в обществе.
Китай стоит в ряду тех древних цивилизаций, в недрах философской мысли которых были сделаны первые попытки теоретического осмысления воспитания и образования. Важную роль на развитие мировой педагогической мысли оказал древнекитайский мыслитель Конфуций (551 — 479 гг. до н. э.). Конфуций (в литературе часто именуется как Кун-Фу-Цзы — «учитель Кун») основатель древнекитайского философского учения конфуцианство, которое стало не только духовным стержнем китайской культуры, но и явилось официальной идеологией, в том числе в образовании и воспитания.
Классическим трудом, где отражены основные педагогические идеи и взгляды Конфуция, является трактат «Беседы и суждения» (Лунь). В начале нашей эры (начиная со II в. н. э.) трактат сделался обязательным для заучивания наизусть, а Конфуций стал почитаться наряду с предками, природой и Богом, наделяя его сверхъестественными качествами.
Конфуций происходил из семьи обедневших аристократов-чиновников и военных; долгое время зарабатывал средства к существованию преподаванием морали, языка, политики и литературы. Источником наших знаний об учении Конфуция являются записи его бесед и высказываний, сделанные учениками и последователями.
В 523 г. до н. э. Конфуций создал первую частную школу в мире «по воспитанию человеческих характеров», где прошло обучение до трех тысяч учеников. Методика преподавания строилась на диалогах учителя с учениками, причем к каждому применялся индивидуальный подход.
Конфуций одним из первых сформулировал идеал всестороннего, гармоничного развития личности, обладающей такими качествами, как благородство и великодушие, почтительность, стремление к истине, правдивости, к постоянному самосовершенствованию.