История педагогики (Лекция №1 — Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах)
- История педагогики (Лекция №1 — Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах)
- Цели и задачи курса «История педагогики». 2
- 2. Возникновение воспитания в первобытном обществе.
- Возникновение воспитания в первобытном обществе. 2
- Возникновение воспитания в первобытном обществе. 3
- Возникновение воспитания в первобытном обществе. 4
- Школа и педагогическая мысль в древнейших цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока.
- Школа и педагогическая мысль в древнейших цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока. 2
- Школа и педагогическая мысль в древнейших цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока. 3
- Школа и педагогическая мысль в древнейших цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока. 4
- Школа и педагогическая мысль в древнейших цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока. 4
- 4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции.
- 4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции. 2
- 4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции. 3
- 4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции. 4
- 5. Образование и воспитание в Древнем Риме.
- Образование и воспитание в Древней Греции. 2
- Образование и воспитание в Древней Греции. 3
- Образование и воспитание в Древней Греции. 4
- Образование и воспитание в Древней Греции. 5
- Образование и воспитание в Древней Греции. 6
- Образование и воспитание в Древней Греции. 7
- Образование и воспитание в Древней Греции. 8
- 5. Образование и воспитание в Древнем Риме.
- 5. Образование и воспитание в Древнем Риме. 2
- 5. Образование и воспитание в Древнем Риме. 3
- 5. Образование и воспитание в Древнем Риме. 4
- 5. Образование и воспитание в Древнем Риме. 5
- 6. Просвещение и педагогическая мысль в Византии. Воспитательно-образовательные идеи ранних христиан.
- 6. Просвещение и педагогическая мысль в Византии. Воспитательно-образовательные идеи ранних христиан. 2
- 6. Просвещение и педагогическая мысль в Византии. Воспитательно-образовательные идеи ранних христиан. 3
- 6. Просвещение и педагогическая мысль в Византии. Воспитательно-образовательные идеи ранних христиан. 4
- 6. Просвещение и педагогическая мысль в Византии. Воспитательно-образовательные идеи ранних христиан. 5
- 6. Просвещение и педагогическая мысль в Византии. Воспитательно-образовательные идеи ранних христиан. 6
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
После завоевания Греции (II в. д. н. э) в Риме распространяется греческая культура и греческий язык становиться языком знати.
Одним из первых представителей римского просвещения явился выдающийся политический деятель и мыслитель Марк Туллий Цицерон (106 — 43 гг. до н. э.). Получив в свое время достойное образование, Цицерон изучал арифметику, законы двенадцати таблиц, греческую и римскую литературу, брал уроки красноречия и философии у знаменитых ораторов, посещал форум.
Под влиянием философской греческой традиции Цицерон рассматривал душевную жизнь человека как сложный поток меняющихся состояний. Считал, что человека толкают к гибели вспыльчивость, жадность, похоть, помутнение разума. Но существуют силы, считал Цицерон, которые не дадут человеку погибнуть. По его мнению, главной такой силой может быть всепобеждающий разум и чувство благоразумия. Огромным значением в развитии таких сил служит семья и семейное воспитание.
Цицерон выдвинул широкую программу образования, необходимую, по его мнению, для настоящего оратора. Он настаивал на изучении философии, прежде всего этики, которая должна дать будущему оратору глубокое знание человеческой природы, а также риторики, литературы, права.
Для обозначения своего образовательного идеала Цицерон выдвинул понятие «гуманизм», понимаемое как совершенство философии и красноречия, как мудрость как нравственное совершенство и добродетельное отношение к людям, как то, что, в конечном счете, определяет самого человека как человека и образование, достойное человека.
Но, несмотря на прогрессивные философские и педагогические взгляды, Цицерон был убежден, что полноценного образования достойны немногие, а большинство римлян нуждаются, прежде всего, в «хлебе и зрелищах».
Своего расцвета римская философия и педагогическая мысль достигли в I-II вв.
Один из ее представителей Сенека (4 до н. э. — 65 гг. н. э.) критиковал формализм школьной системы, которая, по его мнению, воспитывает «ум, но не душу». Считал, что полученные в школе знания должны использоваться для выработки собственной точки зрения, а не превращаться в комментарий к чужим идеям.
Начальное образование получил в семье, риторическое и философское в Риме. Проповедовал стоицизм и анархизм. Был воспитателем будущего императора Нерона, который вошел в историю как жестокий и морально-распущенный правитель. Сенека оказывал решающее значение на государственную деятельность, но был обвинен в заговоре и покончил собой.
Проблемы нравственного воспитания изложены Сенекой в «Письмах на моральные темы» и «Нравственных письмах к Луцилию».