История педагогики (Лекция №1 — Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах)
- История педагогики (Лекция №1 — Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах)
- Цели и задачи курса «История педагогики». 2
- 2. Возникновение воспитания в первобытном обществе.
- Возникновение воспитания в первобытном обществе. 2
- Возникновение воспитания в первобытном обществе. 3
- Возникновение воспитания в первобытном обществе. 4
- Школа и педагогическая мысль в древнейших цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока.
- Школа и педагогическая мысль в древнейших цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока. 2
- Школа и педагогическая мысль в древнейших цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока. 3
- Школа и педагогическая мысль в древнейших цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока. 4
- Школа и педагогическая мысль в древнейших цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока. 4
- 4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции.
- 4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции. 2
- 4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции. 3
- 4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции. 4
- 5. Образование и воспитание в Древнем Риме.
- Образование и воспитание в Древней Греции. 2
- Образование и воспитание в Древней Греции. 3
- Образование и воспитание в Древней Греции. 4
- Образование и воспитание в Древней Греции. 5
- Образование и воспитание в Древней Греции. 6
- Образование и воспитание в Древней Греции. 7
- Образование и воспитание в Древней Греции. 8
- 5. Образование и воспитание в Древнем Риме.
- 5. Образование и воспитание в Древнем Риме. 2
- 5. Образование и воспитание в Древнем Риме. 3
- 5. Образование и воспитание в Древнем Риме. 4
- 5. Образование и воспитание в Древнем Риме. 5
- 6. Просвещение и педагогическая мысль в Византии. Воспитательно-образовательные идеи ранних христиан.
- 6. Просвещение и педагогическая мысль в Византии. Воспитательно-образовательные идеи ранних христиан. 2
- 6. Просвещение и педагогическая мысль в Византии. Воспитательно-образовательные идеи ранних христиан. 3
- 6. Просвещение и педагогическая мысль в Византии. Воспитательно-образовательные идеи ранних христиан. 4
- 6. Просвещение и педагогическая мысль в Византии. Воспитательно-образовательные идеи ранних христиан. 5
- 6. Просвещение и педагогическая мысль в Византии. Воспитательно-образовательные идеи ранних христиан. 6
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции.
4. Следующим после древнейшего мира определяющим этапом мировой культуры стала античность. В переводе с латинского antiquusозначает «древний». Исторически сложилось, что понятие «античность» относят к греческой истории и культуре. Будучи преемницей древнейших культур Египта и Двуречья, античность составила базис развития всей европейской цивилизации.
Истоки античной культуры восходят к III — II тысячелетию до н. э., обнаруживаясь в крито-микенской культуре, которая сыграла роль связующего звена между греко-римской и древнейшими цивилизациями. На острове Крит и некоторых других островах Эгейского моря в этот период возникла самобытная культура, которая славилась искусством, эзотерическими знаниями, особым отношением к жизни, письменностью.
Традиция письма, зародившаяся на Крите, была принята европейской цивилизацией и прошла путь от пиктографии до слогового письма. Письмом владели знатные жрецы и вельможи, состоятельные граждане, которые обучались в специальных школах, создаваемых при дворцах и храмах. Некоторые правила письма, заложенные в свое время на Крите, такие как написание строк слева на право, сверху вниз, выделение заглавной буквы и др., нашли распространение во всем мире, и дошли до наших дней. Однако культ роскоши и пресыщение стали причинами упадка и гибели крито-микенской культуры.
Дальнейшее развитие воспитания и зарождение педагогической мысли Древней Греции связано с культурой городов-полисов (государств) (VI — IV вв. до н. э.). В период расцвета Древней Греции определяющую роль играли два города-полиса: Спарта в Лаконии и Афины в Аттике. В каждом из этих государств сложились особые системы воспитания: афинская и спартанская. Отличия этих двух систем общественного воспитания были обусловлены некоторыми особенностями экономического, географического и политического развития, состоянием культуры городов-полисов.
В тоже время оба государства были рабовладельческими, и система общественного воспитания обслуживала только свободных граждан полиса. Рабы были лишены права обучаться в школах. Впервые воспитание подрастающего поколения в Древней Греции стало рассматриваться как одна из важнейших функций государства.