История педагогики (Лекция №1 — Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах)
- История педагогики (Лекция №1 — Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах)
- Цели и задачи курса «История педагогики». 2
- 2. Возникновение воспитания в первобытном обществе.
- Возникновение воспитания в первобытном обществе. 2
- Возникновение воспитания в первобытном обществе. 3
- Возникновение воспитания в первобытном обществе. 4
- Школа и педагогическая мысль в древнейших цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока.
- Школа и педагогическая мысль в древнейших цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока. 2
- Школа и педагогическая мысль в древнейших цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока. 3
- Школа и педагогическая мысль в древнейших цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока. 4
- Школа и педагогическая мысль в древнейших цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока. 4
- 4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции.
- 4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции. 2
- 4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции. 3
- 4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции. 4
- 5. Образование и воспитание в Древнем Риме.
- Образование и воспитание в Древней Греции. 2
- Образование и воспитание в Древней Греции. 3
- Образование и воспитание в Древней Греции. 4
- Образование и воспитание в Древней Греции. 5
- Образование и воспитание в Древней Греции. 6
- Образование и воспитание в Древней Греции. 7
- Образование и воспитание в Древней Греции. 8
- 5. Образование и воспитание в Древнем Риме.
- 5. Образование и воспитание в Древнем Риме. 2
- 5. Образование и воспитание в Древнем Риме. 3
- 5. Образование и воспитание в Древнем Риме. 4
- 5. Образование и воспитание в Древнем Риме. 5
- 6. Просвещение и педагогическая мысль в Византии. Воспитательно-образовательные идеи ранних христиан.
- 6. Просвещение и педагогическая мысль в Византии. Воспитательно-образовательные идеи ранних христиан. 2
- 6. Просвещение и педагогическая мысль в Византии. Воспитательно-образовательные идеи ранних христиан. 3
- 6. Просвещение и педагогическая мысль в Византии. Воспитательно-образовательные идеи ранних христиан. 4
- 6. Просвещение и педагогическая мысль в Византии. Воспитательно-образовательные идеи ранних христиан. 5
- 6. Просвещение и педагогическая мысль в Византии. Воспитательно-образовательные идеи ранних христиан. 6
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
Сократ — философ субъективный идеалист. Он полагал, что строение мира, физическая природа вещей непознаваема, поэтому не стоит терять время на познание окружающей действительности. Люди могут и должны пытаться познать лишь самих себя.
На глазах Сократа неумолимо нарастал кризис полиса, который проявлялся в усиливающемся имущественном расслоении граждан, в обострении политической борьбы, в «падении нравов» среди свободных граждан, в крушении традиционных ценностей аристократической морали.
В этих условиях афинский мудрец впервые в истории европейской мысли попытался последовательно связать оздоровление общества с правильным образованием каждого человека. Эта установка и определила суть его просветительских педагогических взглядов, согласно которым посредством образования, приобщения человека к истинному знанию его можно сделать мудрым и, следовательно, добродетельным, а общество совершенным.
Сократ утверждал, что процесс приобретения истинного знания человеком есть процесс рождения этого знания в самом человеке, но это происходит лишь тогда, когда человек готов к этому, обладает необходимым жизненным опытом и навыками самостоятельной мыслительной деятельности.
Вот здесь-то, по мнению Сократа, и необходима помощь мудрого учителя-наставника, выступающего в роли своеобразной повитухи. Сократ, ведя свои знаменитые философские беседы на улицах и площадях, не навязывал ученикам готовое знание. Он как бы помогал собеседникам «родить» собственную истину, которая неизбежно приобретала для них личный смысл. Отсюда свой знаменитый метод Сократ назвал майевтикой или «искусством родовспоможения».
Этот метод предполагал критическое отношение учеников к традиционным представлениям, провоцировал на спор, способствовал самостоятельному осмыслению обсуждаемой проблемы, был нацелен на развитие духовной активности.
В дальнейшем этот метод в педагогической литературе получил название «сократический» или метод наводящих вопросов, и предполагал обнаружение истины путем бесед, спора, полемики, являясь источником субъективной диалектики.