История педагогики (Лекция №1 — Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах)
- История педагогики (Лекция №1 — Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах)
- Цели и задачи курса «История педагогики». 2
- 2. Возникновение воспитания в первобытном обществе.
- Возникновение воспитания в первобытном обществе. 2
- Возникновение воспитания в первобытном обществе. 3
- Возникновение воспитания в первобытном обществе. 4
- Школа и педагогическая мысль в древнейших цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока.
- Школа и педагогическая мысль в древнейших цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока. 2
- Школа и педагогическая мысль в древнейших цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока. 3
- Школа и педагогическая мысль в древнейших цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока. 4
- Школа и педагогическая мысль в древнейших цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока. 4
- 4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции.
- 4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции. 2
- 4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции. 3
- 4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции. 4
- 5. Образование и воспитание в Древнем Риме.
- Образование и воспитание в Древней Греции. 2
- Образование и воспитание в Древней Греции. 3
- Образование и воспитание в Древней Греции. 4
- Образование и воспитание в Древней Греции. 5
- Образование и воспитание в Древней Греции. 6
- Образование и воспитание в Древней Греции. 7
- Образование и воспитание в Древней Греции. 8
- 5. Образование и воспитание в Древнем Риме.
- 5. Образование и воспитание в Древнем Риме. 2
- 5. Образование и воспитание в Древнем Риме. 3
- 5. Образование и воспитание в Древнем Риме. 4
- 5. Образование и воспитание в Древнем Риме. 5
- 6. Просвещение и педагогическая мысль в Византии. Воспитательно-образовательные идеи ранних христиан.
- 6. Просвещение и педагогическая мысль в Византии. Воспитательно-образовательные идеи ранних христиан. 2
- 6. Просвещение и педагогическая мысль в Византии. Воспитательно-образовательные идеи ранних христиан. 3
- 6. Просвещение и педагогическая мысль в Византии. Воспитательно-образовательные идеи ранних христиан. 4
- 6. Просвещение и педагогическая мысль в Византии. Воспитательно-образовательные идеи ранних христиан. 5
- 6. Просвещение и педагогическая мысль в Византии. Воспитательно-образовательные идеи ранних христиан. 6
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
Постепенно античная педагогическая традиция Византии усиливала религиозный (христианский) вектор своего развития. Византийские богословы в течение VI — XV вв. предложили ряд концептуальных идей, составивших основы религиозного воспитания и обучения и повлиявших на весь православный средневековый мир.
В трудах раннехристианских византийских мыслителей-богословов главным источником воспитательных идей являлась Библия. Основой воспитания выступала любовь к людям и идея самосовершенствования для спасения и вечной жизни. Наука уступала место вере, а основными человеческими добродетелями выступали — смирение и аскетизм.
Максим Проповедник (VII в.) определял человека как микромир, который следует привести путем воспитания в гармонию между земным и небесным существованием. Для достижения такой гармонии он считал необходимым бороться с грехопадением человека и добиваться развития сообразно человеческому естеству, опираясь на волю «как силу стремления к слиянию с природой».
Василий Кесарийский (330-379) предлагал воспитывать положительное отношение к традициям греко-римской образованности, необходимой для пребывания в бренном мире. Однако вершиной образования признавал уход от мирской жизни, молитву и пост.
Иоанн Златоуст (около 347-407) талантливый проповедник и незаурядная личность. Оказал огромное влияние на формирование византийско-православной педагогической мысли. Один из известнейших проповедников восточной православной церкви. В его проповедях излагались основы христианской методики обучения и нравственного воспитания. Считал, что главная задача школы: «наставить душу и сформировать ум». Предлагал христианские методы воспитания с учетом античной традиции: наставление и беседа, а также — увещевание, совет, предостережение, исключающие авторитарные методы давления и принуждения. Показал пример того, как наставнику следует обращаться к личности каждого ученика, а не к массе, строить свою речь так, чтобы она была образной, доходчивой, эмоциональной, конкретной, наглядной и полностью раскрывала содержание изучаемого.
Аврелий Августин (Блаженный Августин) (354-430) — крупнейший мыслитель, блестящий светский преподаватель риторики, в конце жизни, ставший епископом. Считал Платона предшественником христианства. Считал, что главное место в образовании должно занимать изучение Библии. В воспитании видел средство, призванное помочь человеку в интуитивном, психологически субъективном постижении объективной, вечной и неизменной Священной истины.
Признавал определенные положительные стороны античного образования и педагогической мысли, однако отрицал необходимость изучения «вымыслов» античной поэзии. Высоко ценил значение грамотности, изучения языков и истории, математических наук, диалектики и риторики, необходимых христианскому полемисту и проповеднику. Отвергал изучение наук, ведущих к роскоши и излишествам. Считал, что учение необходимо для практических целей нравственного совершенствования личности, а не для чистого созерцания теоретических высот знания, поэтому светские знания определял как второстепенные и вспомогательные.