История педагогики (Лекция №1 — Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах)
- История педагогики (Лекция №1 — Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах)
- Цели и задачи курса «История педагогики». 2
- 2. Возникновение воспитания в первобытном обществе.
- Возникновение воспитания в первобытном обществе. 2
- Возникновение воспитания в первобытном обществе. 3
- Возникновение воспитания в первобытном обществе. 4
- Школа и педагогическая мысль в древнейших цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока.
- Школа и педагогическая мысль в древнейших цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока. 2
- Школа и педагогическая мысль в древнейших цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока. 3
- Школа и педагогическая мысль в древнейших цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока. 4
- Школа и педагогическая мысль в древнейших цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока. 4
- 4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции.
- 4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции. 2
- 4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции. 3
- 4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции. 4
- 5. Образование и воспитание в Древнем Риме.
- Образование и воспитание в Древней Греции. 2
- Образование и воспитание в Древней Греции. 3
- Образование и воспитание в Древней Греции. 4
- Образование и воспитание в Древней Греции. 5
- Образование и воспитание в Древней Греции. 6
- Образование и воспитание в Древней Греции. 7
- Образование и воспитание в Древней Греции. 8
- 5. Образование и воспитание в Древнем Риме.
- 5. Образование и воспитание в Древнем Риме. 2
- 5. Образование и воспитание в Древнем Риме. 3
- 5. Образование и воспитание в Древнем Риме. 4
- 5. Образование и воспитание в Древнем Риме. 5
- 6. Просвещение и педагогическая мысль в Византии. Воспитательно-образовательные идеи ранних христиан.
- 6. Просвещение и педагогическая мысль в Византии. Воспитательно-образовательные идеи ранних христиан. 2
- 6. Просвещение и педагогическая мысль в Византии. Воспитательно-образовательные идеи ранних христиан. 3
- 6. Просвещение и педагогическая мысль в Византии. Воспитательно-образовательные идеи ранних христиан. 4
- 6. Просвещение и педагогическая мысль в Византии. Воспитательно-образовательные идеи ранних христиан. 5
- 6. Просвещение и педагогическая мысль в Византии. Воспитательно-образовательные идеи ранних христиан. 6
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
Квинтилиан одним из первых предложил стройную систему обучения ораторскому искусству.
Первой ее ступенью было домашнее воспитание и обучение. До семи лет ребенок должен был овладеть началами латинской и частично греческой грамматики (предлагалось начинать с иностранного языка, поскольку, по мнению Квинтилиана, затем лучше усваиваются правила родного языка). В ходе домашнего обучения необходимо пробуждать интерес к обучению через игру и похвалу, соблюдая чувства меры в нагрузках, чтобы «ребенок не возненавидел ученье». С особой тщательностью Квинтилиан предлагал подходить к выбору товарищей-сверстников, окружавших ребенка.
В программу первоначального школьного обучения включался ряд предметов. На первом месте стояли занятия грамматикой и стилем, мораль, азы математики, музыка, гимнастика. Основным же предметом грамматической школы оставалась грамматика.
В риторической школе центральным предметом являлась риторика, под которой понималось «искусство красноречия». В риторическую школу принимались учащиеся не по летам, а по способностям. Помимо риторики слушатели изучали философию (этику, физику и диалектику), историю и литературу.
Особое внимание Квинтилиан обращает на музыкальное воспитание, поскольку музыка воспитывает необходимые оратору гибкость голоса, ритм речи и движений.Основными методами обучения являлись: подражание, теоретическое наставление и упражнение.
Квинтилиан является первым из теоретиков педагогики, подробно разработавший методику обучения и целый ряд дидактических принципов и правил.
Он одним из первых уделил особое внимание личности педагога и его профессиональным качествам, предложив ряд обязательных требований к личности учителя. Вот лишь некоторые из них:
- «Учитель должен во всем служить примером и образцом, для своих воспитанников»;
- «Пусть учитель, прежде всего, вызовет в себе родительские чувства к своим ученикам»;
- «Пусть он будет прост в преподавании, терпелив в работе, более старателен, чем взыскателен»;
- «Пусть учитель не будет раздражительным и в тоже время пусть не потворствует тем, кто нуждается в исправлении»;
- «Учитель должен замечать «различия умов», узнавать к чему каждый из них является более способным от природы»;
- «На похвалы не скуп и не расточителен»;
- «Пусть каждый учитель повышенных школ должен некоторое время преподавать в элементарной школе, вырабатывая методы работы с детьми и изучая их».