Лекции по философии для сдачи кандидатского минимума
- Лекции по философии для сдачи кандидатского минимума
- 1) Философия в системе культуры. Природа философского знания. Философия, наука и религия.
- 2) Возникновение философии и ее исторические типы (Индия, Китай, Греция)
- 3) (а) Социально-исторические предпосылки зарождения науки в Древней Греции. Философия и математика ((б) Фалес, (в) Пифагор, Платон)
- 4) Ранняя греческая философия (досократика). Фалес и др. милетцы, Пифагор, Гераклит, Парменид. Утверждения принципа рациональности
- 5) Поиски единой начала всего сущего в античной философии (Фалес, Пифагор, Гераклит, Парменид, Платон, Аристотель)
- 6) Атомистическая концепция Демокрита и Эпикура
- 7) Софисты и Сократ. Диалектика (истина в диалоге). Выдвижение на передний план проблемы человека. Сократ о принципах нравственности.
- 8) Философия Платона
- 9-10) Философия Аристотеля, человек, общество, философия Аристотеля и Платона
- 11) Проблема познания в античной философии (Парменид, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель)
- 12) Нравственно-этическое и мировоззренческое кредо христианства. Заповеди Моисея и Нагорная проповедь (различия)
- 13) Проблема соотношения веры и знания в схоластической философии (Августин, Ансельм, Ф.Аквинский, Д.Скотт, В.Оккам.)
- 14) Проблема единичного и общего в средневековой философии. Номинализм и реализм
- 15) Социо-культурные предпосылки и характерные черты философии Нового времени
- 16) Эмпиризм и рационализм
- 17) Френсис Бэкон о методе научного познания
- 18) Механистическая картина мира и проблема человека в философии Декарта. Дуализм Декарта.
- 19) Декарт о методе научного познания. Cogito ergo sum
- 20) Понятие субстанции в философии Спинозы. Монизм Спинозы. Спиноза о соотношении свободы и необходимости
- 21) Философские взгляды Лейбница. Плюрализм Лейбница. Лейбниц об ограниченности локковского сенсуализма
- 22) Локк о первоисточнике знания. Принцип сенсуализма. Первичные и вторичные качества
- 23) Социально-философские взгляды Локка
- 24) Философские взгляды Беркли и Юма. Проблема причинности в философии Юма
- 25) Коперниканский переворот в философии, совершенный Кантом. Кантовское понимание предмета философии
- 26) Философские взгляды Канта. Кант об априорных формах и границах познания. «Вещь в себе». Антиномии чистого разума
- 27) Эстетическое учение Канта. Категорический императив. Кант о примате практического разума над теоретическим
- 28) Диалектическая философия Гегеля. Гегель о закономерностях исторического процесса.
- 29) Антропологический материализм Фейербаха
- 30) Философия Маркса. Диалектико-материалистическое понимание истории
- 31) Философский пессимизм Шопенгауэра
- 32-33) Философские взгляды Ницше. Личности в философской концепции Ницше (белокурая бестия, воля к власти). Ниспровержение им традиционной системы ценностей.
- 34-35) Социокультурные предпосылки и характерные черты русской философии. В. С. Соловьев. Н. А. Бердяев
- 36) Проблемы человеческого существования в философии экзистенциализма
- 37) (а) Позитивизм. (б) Неопозитивизм. (в) Постпозитивизм
8) Философия Платона.
Платон (427 — 347 г.г. до н.э.)
Великий древнегреческий философ, основоположник объективного идеализма. Родился в знатной семье, в 20 лет познакомился с Сократом, стал его учеником. После смерти Сократа бежал, путешествовал, установил дружеские связи с пифагорейцами, вернулся в Афины и основал большую философскую школу (которая существовала до времени императора Юстиниана). Школа получила название Академии (т.к. в саду стояла статуя героя Академа). Вход был украшен лозунгом: «Не знающий математики не вхож сюда».
Первая работа Платона «Апол. Сокр.» — повесть, остальные работы — в форме диалога, главным действующим лицом в них был Сократ. Ранние работы Платона «Протагор». Самая известная работа — «Государство». Платон развивает учение Сократа, но развивает так, что это уже анти-Сократ. Сократ утверждал: «Познай самого себя». Платон задумывается о духовном начале человека. Оно располагается где-то вне человека. Это особый мир — мир идей (мир вневременной и внепространственный). В диалогах Платон именем Сократа строит свое философское учение, которое опровергает Сократа, т.к. является антиличностным.
Платоновский мир идей.
Идеи располагаются в виде пирамиды. Подножие — это идеи вещей (идея кошки, дерева и т.п.). Далее — идеи родов, классов вещей. Выше — классы классов. И т.д. Наверху — три идеи: истина, добро и красота (соразмерность). Для объединения их вводится понятие «блага». В качестве начала небытия Платон вводит понятие материи. Материя — это начало хаоса, неупорядоченности. Мир идей — это структурная упорядоченность. Из материи согласно миру идей строится, упорядочивается чувственный мир. Ипостаси мира идей: причина, образец, цель, понятие (знание). (Рассел: каждая кошка внутренне нацелена, чтобы выразить идею кошачести, но т.к. она сделана из тленной материи, то она обречена погибнуть.) Платон вводит неопределенное 3-е начало — мировая душа. Это — некоторый ваятель (бог). Ваяние основано на геометрических фигурах (на математике).
Человек отличается от других живых существ тем, что он обладает душой, индивидуальность которой есть идея. (До рождения человека она существовала в мире идей). Это дает возможность Платону объяснить познание. (Сократ считал, что чем больше человек знает, тем он добрее).
Теория познания Платона
Достоверное познание возможно только об идеях. О чувственных вещах возможно только вероятностное мнение. Между идеями и чувственными вещами находятся математические объекты, доступные рассудочному познанию. П. подошел к познанию с позиций диалектики. Познание осуществляет человек, обладающий душой, умом и чувствами. Чувствами он не познает, он лишь фиксирует материальную оболочку вещей. Но чувства выступают толчком для работы ума, погруженного одной стороной в душу. Работа ума происходит в форме диалога с душой (диалектика). Это дает возможность уму вспоминать то, что запечатлела душа до рождения. Теория познания — это теория воспоминания. В уме человека возникает логическая нагруженность. Ум должен в процессе диалога с душой искать понятие, т.е. познавать. П. отличал знание от субъективного ощущения.
Помимо диалектики познания П. разрабатывал диалектику единого и многого, тождественного и иного, движения и покоя. Он признавал, что все чувственное «вечно течет», непрестанно изменяется Þ не подлежит логическому уразумению.
Социальная философия Платона.
Платон считал себя социальным реформатором, хотя на деле являлся консерватором. Платон идеализирует далекое прошлое, например, кастовый строй Египта. Поэтому свое идеальное государство он помещает в прошлое и называет Атлантидой. С его точки зрения историческое время — это время порчи идеального государства.
Классификация основных форм государства по Платону:
Приемлемые государственные формы:
1. Идеальное государство Платона.
2. Аристократическая республика.
Регрессивные (упадочные) государственные формы:
1. Тимократия (правление честолюбивых) — власть нескольких личностей, основанная на военной силе.
2. Олигархия — власть нескольких личностей, опирающаяся на торговлю, ростовщичество, тесно связанные с чувственной частью души.
3. Демократия — власть толпы, имущественное и политическое выравнивание; это взрывная область.
4. Тирания — диктатура, направленную против аристократии.
Идеальное государство Платона
Платон родоначальник серии европейских социальных утопий (это — первая). П.: нужно создать идеальную систему, и эту систему связать с душой. Три части души: мудрая (золото), воинствующая (пылкая), вожделеющая (железо и медь). У каждого человека есть все три части, но в разных пропорциях. Hадо разделить общество на три слоя:
1) Правители (философы)– самые мудрые, знающие (они не могут совершать безнравственные поступки). Они действуют по логике мира идей. Они должны быть лишены любого эгоистического интереса. Эгоистический интерес питают собственность и семья для них — имущество общее и общая семья (жены);
2) Стражи, воины — они не обладают знаниями, но ценят и поэтому защищают его;
3) Производители — все остальные люди, которые, по мнению Платона не обладают душой (ремесленники, купцы) и живут в мире практических алгоритмов.
Можно переходить из одного слоя в другой — тест, испытание. Хотя в целом слои достаточно сильно разграничены. Евгеника — браки только со своими. Коммунистическое распределение женщин и мужчин. Все женщины слоя принадлежат всем мужчинам этого слоя. Правители могут проводить браки вроде бы по жребию, а на самом деле передергивать. Все система подчинена интересам государства. Дети не должны знать своих родителей. Воспитание — ориентация на защиту целостности государства. Цензура на искусство — оставлять лишь стихи, воспевающие героев и тому подобное. Идея доносительства. Платон: деградация начинается тогда, когда заканчивается монархия. Модель тоталитарного государства. Система абсолютного подавления личности.