Лекции по философии для сдачи кандидатского минимума

13) Проблема соотношения веры и знания в схоластической философии (Августин, Ансельм, Ф.Аквинский, Д.Скотт, В.Оккам.)

Человек должен совершить сознательный выбор между добром и злом. (Этой проблемы нет у Сократа, для которого добро и истина — одно и тоже). Христианство — это вера, которая не исключает разума и коррелирует с ним.

Схоластика возникла из потребности католической церкви. Нужно было средствами размышления обосновывать кредо христианской веры, распутывать противоречия (в Св. Писании), обосновывать деяния Церкви и деятелей церкви. Схоластика преследует образовательные цели: те же священники должны уметь размышлять, чтобы словами защищаться. Главная проблема схоластики — обустроение человека в христианском мире. Этот мир — теоцентрический.

Возникла проблема языка. Язык религии оказался неадекватным философии. Поэтому они обратились к языку греческих философов. Язык Платона оказался слишком абстрактным. Аристотеля сначала запрещали, потом разрешили, а затем его канонизировали и называли просто «философом».

Особенность схоластики — авторитарное мышление (ссылка на авторитет).

Августин (354-430 г.г.)

Чтобы познавать, нужно верить.

Ансельм Кентерберийский.

Чтобы верить, нужно иметь разум. Онтологическое обоснование бытия Бога. Предположим, что какой-то безумец утверждает, что Бога нет — он все равно знает, о чем он говорит, он имеет понятие Бога, как некоего совершенного существа, которому он отказывает в существовании. Hо что мешает подумать о новом существе и приписать ему существование? Но это тавтология.

Фома Аквинский

Мир сакрального можно открывать двумя путями (для номиналистов этими путями открываются два различных мира):

1. Разум

2. Божественные откровения

Фома Аквинский пытается доказать, что Священное Писание является наукой. Он считает, что можно, исследуя телесный мир, логически доказать бытие Бога. Доказательство пятью путями:

1. Движение — приходит к первопричине, которая недвижима, но все движет.

2. Первичная производящая причина — субстанция несотворенная, кот. все соответствует.

3. Случайность и необходимость: выбирают ту субстанцию, которая необходима — это Бог.

4. Степени совершенства: есть некоторое существо, которое является причиной блага и всякого совершенства — Бог.

5. Все предметы в природе подчиняются некоторой целесообразности, но она подчиняется некой высшей цели — цели высшего существа

Фома Аквинский пытается ранжировать все в мире. Бог — ангелы — человек — живые организмы — неорганическая природа.

Дунт Скотт

Бунт против томизма. Нельзя полагать, что Бог — это разум. Это воля, деяния, преобразование и др. Разум — это лишь одно из воплощений Бога. Рационально нельзя познать Бога. Надо просто глубоко верить. Знания нужны лишь для ориентации человека в этом мире.

Вильям Оккам

Универсалии не могут существовать вне сознания. В таком случае они были бы единичными вещами, что противоречит их природе как общих сущностей.

Бритва Оккама (критика схоластического реализма):

1. Не следует умножать сущности без необходимости.

2. Без необходимости не следует говорить многое. То, что можно выразить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего (экономия мышления)

Вы здесь: Главная Философия Текстовые лекции Лекции по философии для сдачи кандидатского минимума