Лекции по философии для сдачи кандидатского минимума
- Лекции по философии для сдачи кандидатского минимума
- 1) Философия в системе культуры. Природа философского знания. Философия, наука и религия.
- 2) Возникновение философии и ее исторические типы (Индия, Китай, Греция)
- 3) (а) Социально-исторические предпосылки зарождения науки в Древней Греции. Философия и математика ((б) Фалес, (в) Пифагор, Платон)
- 4) Ранняя греческая философия (досократика). Фалес и др. милетцы, Пифагор, Гераклит, Парменид. Утверждения принципа рациональности
- 5) Поиски единой начала всего сущего в античной философии (Фалес, Пифагор, Гераклит, Парменид, Платон, Аристотель)
- 6) Атомистическая концепция Демокрита и Эпикура
- 7) Софисты и Сократ. Диалектика (истина в диалоге). Выдвижение на передний план проблемы человека. Сократ о принципах нравственности.
- 8) Философия Платона
- 9-10) Философия Аристотеля, человек, общество, философия Аристотеля и Платона
- 11) Проблема познания в античной философии (Парменид, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель)
- 12) Нравственно-этическое и мировоззренческое кредо христианства. Заповеди Моисея и Нагорная проповедь (различия)
- 13) Проблема соотношения веры и знания в схоластической философии (Августин, Ансельм, Ф.Аквинский, Д.Скотт, В.Оккам.)
- 14) Проблема единичного и общего в средневековой философии. Номинализм и реализм
- 15) Социо-культурные предпосылки и характерные черты философии Нового времени
- 16) Эмпиризм и рационализм
- 17) Френсис Бэкон о методе научного познания
- 18) Механистическая картина мира и проблема человека в философии Декарта. Дуализм Декарта.
- 19) Декарт о методе научного познания. Cogito ergo sum
- 20) Понятие субстанции в философии Спинозы. Монизм Спинозы. Спиноза о соотношении свободы и необходимости
- 21) Философские взгляды Лейбница. Плюрализм Лейбница. Лейбниц об ограниченности локковского сенсуализма
- 22) Локк о первоисточнике знания. Принцип сенсуализма. Первичные и вторичные качества
- 23) Социально-философские взгляды Локка
- 24) Философские взгляды Беркли и Юма. Проблема причинности в философии Юма
- 25) Коперниканский переворот в философии, совершенный Кантом. Кантовское понимание предмета философии
- 26) Философские взгляды Канта. Кант об априорных формах и границах познания. «Вещь в себе». Антиномии чистого разума
- 27) Эстетическое учение Канта. Категорический императив. Кант о примате практического разума над теоретическим
- 28) Диалектическая философия Гегеля. Гегель о закономерностях исторического процесса.
- 29) Антропологический материализм Фейербаха
- 30) Философия Маркса. Диалектико-материалистическое понимание истории
- 31) Философский пессимизм Шопенгауэра
- 32-33) Философские взгляды Ницше. Личности в философской концепции Ницше (белокурая бестия, воля к власти). Ниспровержение им традиционной системы ценностей.
- 34-35) Социокультурные предпосылки и характерные черты русской философии. В. С. Соловьев. Н. А. Бердяев
- 36) Проблемы человеческого существования в философии экзистенциализма
- 37) (а) Позитивизм. (б) Неопозитивизм. (в) Постпозитивизм
30) Философия Маркса. Диалектико-материалистическое понимание истории.
Основные принципы марксистской философии
Карл Маркс, Фридрих Энгельс. Пытались соединить диалектику и материализм. Маркс: «у Гегеля диалектика стоит на голове, надо поставить на ноги». Надо отказаться от некоей первоначальной идеи — идеи абсолютного разума. Необходимо увидеть развитие диалектических принципов в самой действительности. Единство мира в его материальности. Существует только материя и ее проявления. Принцип атрибутивности движения материи — движение обладает абсолютным статусом и носит универсальный характер. Формы существования материи: пространство и время; являются объективной формой.
Познание носит диалектический характер: от живого созерцания к абстрактному мышлению, а через них к практике.
Маркс перевертывает традиционную схему и говорит, что общественное бытие определяет общественное сознание. В хижине и в дворце люди думают по разному. Сущность человека социальна. Это совокупность всех общественных отношений.
Понятие общественно-экономической формации
Общественно-экономическая формация включает в себя:
1. Производительные силы — люди и средства производства, предметы труда (то, на что направлена трудовая деятельность) и орудия труда.
2. Производственные отношения. Различаются производственно-экономические отношения (собственность) и производственно-технологические отношения. Производственно-экономические отношения в марксизме еще называются базисом. Политика, право, мораль, религия, искусство. Это надстройка. Со сменой базиса меняются все эти формы культурной жизни.
Социально-политические формации:
1. первобытнообщинный строй,
2. рабовладельческий,
3. феодальный,
4. капиталистический,
5. социалистический. (это финалистский подход).
Движущие силы и закономерности социально-исторического процесса
Два периода в жизни Маркса:
1. Период гуманизма (до 1846). История есть история самих индивидов, действующих и взаимодействующих друг с другом.
2. Период сайентизма. История есть результат диалектики производительных сил и производственных отношений, борьба классов.
Три закона развития общества (интерпретация законов диалектики).
1. Классовая борьба движет историю.
2. Развитие производительных сил происходит эволюционным образом, тогда как производственно-экономические отношения сменяются скачком. Скачок происходит именно через революции (насилие).
3. Развитие происходит по спирали. Отрицание отрицания. Социализм — отрицание частной собственности.
О происхождении человека и сознания
Труд создал человека.
Недостатки
1. Исчезает субъект и минимизируется роль духовности.
2. Европоцентризм