Лекции по философии для сдачи кандидатского минимума
- Лекции по философии для сдачи кандидатского минимума
- 1) Философия в системе культуры. Природа философского знания. Философия, наука и религия.
- 2) Возникновение философии и ее исторические типы (Индия, Китай, Греция)
- 3) (а) Социально-исторические предпосылки зарождения науки в Древней Греции. Философия и математика ((б) Фалес, (в) Пифагор, Платон)
- 4) Ранняя греческая философия (досократика). Фалес и др. милетцы, Пифагор, Гераклит, Парменид. Утверждения принципа рациональности
- 5) Поиски единой начала всего сущего в античной философии (Фалес, Пифагор, Гераклит, Парменид, Платон, Аристотель)
- 6) Атомистическая концепция Демокрита и Эпикура
- 7) Софисты и Сократ. Диалектика (истина в диалоге). Выдвижение на передний план проблемы человека. Сократ о принципах нравственности.
- 8) Философия Платона
- 9-10) Философия Аристотеля, человек, общество, философия Аристотеля и Платона
- 11) Проблема познания в античной философии (Парменид, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель)
- 12) Нравственно-этическое и мировоззренческое кредо христианства. Заповеди Моисея и Нагорная проповедь (различия)
- 13) Проблема соотношения веры и знания в схоластической философии (Августин, Ансельм, Ф.Аквинский, Д.Скотт, В.Оккам.)
- 14) Проблема единичного и общего в средневековой философии. Номинализм и реализм
- 15) Социо-культурные предпосылки и характерные черты философии Нового времени
- 16) Эмпиризм и рационализм
- 17) Френсис Бэкон о методе научного познания
- 18) Механистическая картина мира и проблема человека в философии Декарта. Дуализм Декарта.
- 19) Декарт о методе научного познания. Cogito ergo sum
- 20) Понятие субстанции в философии Спинозы. Монизм Спинозы. Спиноза о соотношении свободы и необходимости
- 21) Философские взгляды Лейбница. Плюрализм Лейбница. Лейбниц об ограниченности локковского сенсуализма
- 22) Локк о первоисточнике знания. Принцип сенсуализма. Первичные и вторичные качества
- 23) Социально-философские взгляды Локка
- 24) Философские взгляды Беркли и Юма. Проблема причинности в философии Юма
- 25) Коперниканский переворот в философии, совершенный Кантом. Кантовское понимание предмета философии
- 26) Философские взгляды Канта. Кант об априорных формах и границах познания. «Вещь в себе». Антиномии чистого разума
- 27) Эстетическое учение Канта. Категорический императив. Кант о примате практического разума над теоретическим
- 28) Диалектическая философия Гегеля. Гегель о закономерностях исторического процесса.
- 29) Антропологический материализм Фейербаха
- 30) Философия Маркса. Диалектико-материалистическое понимание истории
- 31) Философский пессимизм Шопенгауэра
- 32-33) Философские взгляды Ницше. Личности в философской концепции Ницше (белокурая бестия, воля к власти). Ниспровержение им традиционной системы ценностей.
- 34-35) Социокультурные предпосылки и характерные черты русской философии. В. С. Соловьев. Н. А. Бердяев
- 36) Проблемы человеческого существования в философии экзистенциализма
- 37) (а) Позитивизм. (б) Неопозитивизм. (в) Постпозитивизм
32-33) Философские взгляды Ницше. Личности в философской концепции Ницше (белокурая бестия, воля к власти). Ниспровержение им традиционной системы ценностей.
Фридрих Ницше (1844-1900). Ницше по образованию и призванию — филолог (человек совершенно другого склада ума, чем его предшественники). Ницше не пишет классических философских работ, не использует классического философского языка. Он пишет в форме эссе, использует афоризмы. Произведения: «Так говорил Заратустра», По ту сторону добра и зла», «Антихрист — проклятие христианству». Взрывает философский язык.
У Шопенгауэра воля к жизни, у Ницше — воля к власти. Это инструмент самоутверждения человека, возможность воплотить всё задуманное. Политическая власть, в науке — власть над природой, власть Вагнера над звуком, власть писателя над материей слова и т.д. У слабых это воля к свободе, у сильных — воля к большей власти или справедливости, и самых сильных — любовь к человечеству (маскировка стремления к подавлению чужой воли). Ницше переносил идеи Дарвина о борьбе за существование животных на жизнь человека. Он подчеркивал в человеке биологическое начало. Интеллект не познает мир, а лишь схематизирует его в той мере, в какой это нужно для практической потребности.
У Шопенгауэра человек — беспроблемен, а у Ницше человек — проблема. Все проблемы в самом человеке. Человек — несостоявшееся животное, и потому несчастен. Человек — нечто текучее и пластичное. Из него можно сделать все что угодно. Ницше углубляет тему иррациональности в жизни человека.
Философствование определило интерес Ницше к античности. Исследует прародину Европы — древнюю Грецию, родину тотальной рациональности. Первая работа — «Рождение трагедии или эллинизм и пессимизм» (1872г). Казавшаяся единой для европейского мыслителя античная культура (и цивилизация ) на самом деле двойственна:
1. 1-ое начало, доминирующее — аполлоновское (созерцательно-спокойное, логически размышляющее, интеллектуализированное начало); но это начало само по себе мертво, оно живо лишь потому, что находится в единстве со вторым.
2. 2-ое начало — дионисийское, вакхическое (жизнеутверждающее, чувственно эмоциональное, оргиистическое).
Вера (2) сочетается со знанием (1). С этого сочетания и начинается Европа. Завершается она тем, что философия и культура тотально рационализируются. (Пример — гегелевская философия, которая неуютна для Шопенгауэра, Ницше). Эта рациональность ведет к тому, что мистический компонент окончательно и бесповоротно изживается. Наука побеждает и изживает религию. Это Ницше выражает афоризмом: «Бог умер». Люди сами «погубили» Бога, тем самым, обессмыслив свою жизнь. Ницше считал, что религию нужно упразднить, и она фактически упразднена. Компенсацией Бога может быть для человека творчество различных типов (научное, художественное и т.п.).
Религия, мораль, наука — путы человека. Христианство — религия обесчеловеченных людей. Христианская мораль — восстание рабов морали. Христианство переворачивает традиционные понятия добра и зла. Добро до Сократа ассоциировалось с силой, властью, аристократизмом. Христианство устраивает переворот. Евреи — самый зловредный народ из-за их морали. Добро ассоциируется с бедностью, и т.п. При жизни Христа христианство было другим.
Ницше предложил выйти за пределы этой реальности, встать «по ту сторону добра и зла», освободиться от христианской морали. Должен появиться новый тип людей — «белокурая бестия». Они будут вести себя по законам этой расы, а по отношению к другим так, как хотят. Принцип всё разрешается (проще всего тем, у кого наибольший потенциал воли — они должны выжить). Вся культура построена на страхе и жестокости. Так давайте признаем это. Политика — власть вне морали. Ницше восхищается людьми, которые наворотили больше всего трупов. Концентрация на появление таких людей. Этот великий человек дальше и толкает историю. Больной — паразит общества. Слабого нужно толкнуть, помочь ему упасть.
Этапы (ипостаси) духовного развития человека (Заратустра).
1. Верблюд — животное покладистое. Я должен везти все, что положат и терпеть все лишения.
2. В пустыне трансформируется во льва — я хочу, я имею право, я могу. Разрушительный характер.
3. Далее, после утоления желания, лев превращается в ребенка. Ребенок создает. Высшая стадия. Наступит только после первых двух — рабской зависимости и злого начала.
Ницше не призывает к аморализму. Он предлагает быть свободным от морали, чтобы «суметь морально жить» Т.е. нужно обрести базовое свойство человека — свободу.