Лекции по философии для сдачи кандидатского минимума
- Лекции по философии для сдачи кандидатского минимума
 - 1) Философия в системе культуры. Природа философского знания. Философия, наука и религия.
 - 2) Возникновение философии и ее исторические типы (Индия, Китай, Греция)
 - 3) (а) Социально-исторические предпосылки зарождения науки в Древней Греции. Философия и математика ((б) Фалес, (в) Пифагор, Платон)
 - 4) Ранняя греческая философия (досократика). Фалес и др. милетцы, Пифагор, Гераклит, Парменид. Утверждения принципа рациональности
 - 5) Поиски единой начала всего сущего в античной философии (Фалес, Пифагор, Гераклит, Парменид, Платон, Аристотель)
 - 6) Атомистическая концепция Демокрита и Эпикура
 - 7) Софисты и Сократ. Диалектика (истина в диалоге). Выдвижение на передний план проблемы человека. Сократ о принципах нравственности.
 - 8) Философия Платона
 - 9-10) Философия Аристотеля, человек, общество, философия Аристотеля и Платона
 - 11) Проблема познания в античной философии (Парменид, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель)
 - 12) Нравственно-этическое и мировоззренческое кредо христианства. Заповеди Моисея и Нагорная проповедь (различия)
 - 13) Проблема соотношения веры и знания в схоластической философии (Августин, Ансельм, Ф.Аквинский, Д.Скотт, В.Оккам.)
 - 14) Проблема единичного и общего в средневековой философии. Номинализм и реализм
 - 15) Социо-культурные предпосылки и характерные черты философии Нового времени
 - 16) Эмпиризм и рационализм
 - 17) Френсис Бэкон о методе научного познания
 - 18) Механистическая картина мира и проблема человека в философии Декарта. Дуализм Декарта.
 - 19) Декарт о методе научного познания. Cogito ergo sum
 - 20) Понятие субстанции в философии Спинозы. Монизм Спинозы. Спиноза о соотношении свободы и необходимости
 - 21) Философские взгляды Лейбница. Плюрализм Лейбница. Лейбниц об ограниченности локковского сенсуализма
 - 22) Локк о первоисточнике знания. Принцип сенсуализма. Первичные и вторичные качества
 - 23) Социально-философские взгляды Локка
 - 24) Философские взгляды Беркли и Юма. Проблема причинности в философии Юма
 - 25) Коперниканский переворот в философии, совершенный Кантом. Кантовское понимание предмета философии
 - 26) Философские взгляды Канта. Кант об априорных формах и границах познания. «Вещь в себе». Антиномии чистого разума
 - 27) Эстетическое учение Канта. Категорический императив. Кант о примате практического разума над теоретическим
 - 28) Диалектическая философия Гегеля. Гегель о закономерностях исторического процесса.
 - 29) Антропологический материализм Фейербаха
 - 30) Философия Маркса. Диалектико-материалистическое понимание истории
 - 31) Философский пессимизм Шопенгауэра
 - 32-33) Философские взгляды Ницше. Личности в философской концепции Ницше (белокурая бестия, воля к власти). Ниспровержение им традиционной системы ценностей.
 - 34-35) Социокультурные предпосылки и характерные черты русской философии. В. С. Соловьев. Н. А. Бердяев
 - 36) Проблемы человеческого существования в философии экзистенциализма
 - 37) (а) Позитивизм. (б) Неопозитивизм. (в) Постпозитивизм
 
31) Философский пессимизм Шопенгауэра.
Артур Шопенгауэр — последователь Канта, противник Гегеля. Гегель увидел у Канта чистый разум, а Шопенгауэр исходит из практического разума. Берет за основу волю. Основатель философии пессимизма. Основная работа «Мир как воля и представление».
Шопенгауэр исходит из мысли о том, что идеализм и материализм неправомерны, уязвимы, ошибочны, так как мир объясняется на основе других вещей.
Составляющие мира:
1. Представление — исходная точка распадения на объект и субъект. Представление возникает на ответ движения организмов в поисках пищи. В историческом плане появляется с появлением первого класса, хотя бы класса насекомых. «Нет объекта без субъекта также как и нет субъекта без объекта». Развитие форм представлений происходит на уровне живой природы (для нас).
2. Воля — некая иррациональная сила. Воля — порыв к жизни. Она не только в человеке. Она простирается на всю Вселенную как эфир. Воля наиболее кристаллизованно проявляется в человеке, в его бытии. Существует исходный резервуар волевого начала — абсолютная воля. Исходная мировая воля носит агрессивный, злой характер. Все живое должно двигаться, чтобы найти пищу. Так как этот процесс объективный, то в таком же направлении развивается и мир. Все к худшему. Ресурсы ограничены. Со всем этим нельзя ничего поделать, так устроен мир. «Все к худшему в этом худшем из миров» (в противоположность Лейбницу). Философия глобального пессимизма.
Созидательная деятельность человека — мыльные пузыри. В любом случае человека ждет смерть. Говорил о упанишадах и буддизме (минимум деяний, чтобы не углублять страдания) как о основах своей философии. Крайне негативно относился к христианству. Нужно пытаться укрощать свои потребности. Этика: нужно укрощать волю, не увеличивать количество зла. Критика общества массового потребления. Одним из первых считает такой путь развития общества тупиковым. Предрекает гибель всего телесного мира.