Лекции по философии для сдачи кандидатского минимума
- Лекции по философии для сдачи кандидатского минимума
- 1) Философия в системе культуры. Природа философского знания. Философия, наука и религия.
- 2) Возникновение философии и ее исторические типы (Индия, Китай, Греция)
- 3) (а) Социально-исторические предпосылки зарождения науки в Древней Греции. Философия и математика ((б) Фалес, (в) Пифагор, Платон)
- 4) Ранняя греческая философия (досократика). Фалес и др. милетцы, Пифагор, Гераклит, Парменид. Утверждения принципа рациональности
- 5) Поиски единой начала всего сущего в античной философии (Фалес, Пифагор, Гераклит, Парменид, Платон, Аристотель)
- 6) Атомистическая концепция Демокрита и Эпикура
- 7) Софисты и Сократ. Диалектика (истина в диалоге). Выдвижение на передний план проблемы человека. Сократ о принципах нравственности.
- 8) Философия Платона
- 9-10) Философия Аристотеля, человек, общество, философия Аристотеля и Платона
- 11) Проблема познания в античной философии (Парменид, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель)
- 12) Нравственно-этическое и мировоззренческое кредо христианства. Заповеди Моисея и Нагорная проповедь (различия)
- 13) Проблема соотношения веры и знания в схоластической философии (Августин, Ансельм, Ф.Аквинский, Д.Скотт, В.Оккам.)
- 14) Проблема единичного и общего в средневековой философии. Номинализм и реализм
- 15) Социо-культурные предпосылки и характерные черты философии Нового времени
- 16) Эмпиризм и рационализм
- 17) Френсис Бэкон о методе научного познания
- 18) Механистическая картина мира и проблема человека в философии Декарта. Дуализм Декарта.
- 19) Декарт о методе научного познания. Cogito ergo sum
- 20) Понятие субстанции в философии Спинозы. Монизм Спинозы. Спиноза о соотношении свободы и необходимости
- 21) Философские взгляды Лейбница. Плюрализм Лейбница. Лейбниц об ограниченности локковского сенсуализма
- 22) Локк о первоисточнике знания. Принцип сенсуализма. Первичные и вторичные качества
- 23) Социально-философские взгляды Локка
- 24) Философские взгляды Беркли и Юма. Проблема причинности в философии Юма
- 25) Коперниканский переворот в философии, совершенный Кантом. Кантовское понимание предмета философии
- 26) Философские взгляды Канта. Кант об априорных формах и границах познания. «Вещь в себе». Антиномии чистого разума
- 27) Эстетическое учение Канта. Категорический императив. Кант о примате практического разума над теоретическим
- 28) Диалектическая философия Гегеля. Гегель о закономерностях исторического процесса.
- 29) Антропологический материализм Фейербаха
- 30) Философия Маркса. Диалектико-материалистическое понимание истории
- 31) Философский пессимизм Шопенгауэра
- 32-33) Философские взгляды Ницше. Личности в философской концепции Ницше (белокурая бестия, воля к власти). Ниспровержение им традиционной системы ценностей.
- 34-35) Социокультурные предпосылки и характерные черты русской философии. В. С. Соловьев. Н. А. Бердяев
- 36) Проблемы человеческого существования в философии экзистенциализма
- 37) (а) Позитивизм. (б) Неопозитивизм. (в) Постпозитивизм
27) Эстетическое учение Канта. Категорический императив. Кант о примате практического разума над теоретическим.
Комментарий к 3-й антиномии Канта: человек — житель 2-х миров, он живет и в мире природы, но и в мире свободы, нравственных законов. Он действует по законам природы, но каждый раз действует на основе своей свободы. Природу он познает, а в мире свободы он действует, причем выступает конечной причиной своего действия. Как согласовать природу и свободу? Посредством примата практического разума над теоретическим, примата деятельности над познанием. Ты должен искать реализацию своего долженствования в природе, но, не нарушая природу. Кант и культуру рассматривает в двух измерениях: (1) техника умений и (2) культура воспитания, формирования человека как личности.
Кант полагает, что свобода не есть произвол. Она связана неким долженствованием. Человек связан некими предписаниями (императивами). Часть из них — прагматические: привычный распорядок дня и т. п. Но есть и категорические императивы. В их основе — нравственный закон. В основе нравственного закона — принцип: человек есть самоцель, а не средство. Это уже было: принцип «жень» и Нагорная проповедь. Формулировка категорического императива: "Поступай так, чтобы максима твой воли (твое поведение) имела силу всеобщего законодательства". "Поступай так, чтобы свободное проявление твоего произвола было совместимо со свободой каждого". Категорический императив нельзя доказать, так как он лежит в основе всего. Принцип: "Ты должен => ты можешь". Человек должен стремиться к такому состоянию, когда полностью реализуется категорический императив (благодаря просвещению).
Культура — последняя цель природы, воплотить которую призван человек. Право — это императив, в рамках которого произвол одного человека совместим с произволом другого. Законодатель, исполнитель и судья координированы между собой, подчинены друг другу. Наилучший строй тот, где власть принадлежит не людям, а закону.
Кант опровергает все доказательства бытия Бога. Он говорит, что понятие бога — это некий идеал, который существует в душе. Протестантская этика: путь к богу через трудовую деятельность. Кант считает, что протестант — выродившийся христианин, так как у него по сути нет веры (а Бог — это только некоторая нравственная ценность).