Лекции по философии для сдачи кандидатского минимума
- Лекции по философии для сдачи кандидатского минимума
- 1) Философия в системе культуры. Природа философского знания. Философия, наука и религия.
- 2) Возникновение философии и ее исторические типы (Индия, Китай, Греция)
- 3) (а) Социально-исторические предпосылки зарождения науки в Древней Греции. Философия и математика ((б) Фалес, (в) Пифагор, Платон)
- 4) Ранняя греческая философия (досократика). Фалес и др. милетцы, Пифагор, Гераклит, Парменид. Утверждения принципа рациональности
- 5) Поиски единой начала всего сущего в античной философии (Фалес, Пифагор, Гераклит, Парменид, Платон, Аристотель)
- 6) Атомистическая концепция Демокрита и Эпикура
- 7) Софисты и Сократ. Диалектика (истина в диалоге). Выдвижение на передний план проблемы человека. Сократ о принципах нравственности.
- 8) Философия Платона
- 9-10) Философия Аристотеля, человек, общество, философия Аристотеля и Платона
- 11) Проблема познания в античной философии (Парменид, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель)
- 12) Нравственно-этическое и мировоззренческое кредо христианства. Заповеди Моисея и Нагорная проповедь (различия)
- 13) Проблема соотношения веры и знания в схоластической философии (Августин, Ансельм, Ф.Аквинский, Д.Скотт, В.Оккам.)
- 14) Проблема единичного и общего в средневековой философии. Номинализм и реализм
- 15) Социо-культурные предпосылки и характерные черты философии Нового времени
- 16) Эмпиризм и рационализм
- 17) Френсис Бэкон о методе научного познания
- 18) Механистическая картина мира и проблема человека в философии Декарта. Дуализм Декарта.
- 19) Декарт о методе научного познания. Cogito ergo sum
- 20) Понятие субстанции в философии Спинозы. Монизм Спинозы. Спиноза о соотношении свободы и необходимости
- 21) Философские взгляды Лейбница. Плюрализм Лейбница. Лейбниц об ограниченности локковского сенсуализма
- 22) Локк о первоисточнике знания. Принцип сенсуализма. Первичные и вторичные качества
- 23) Социально-философские взгляды Локка
- 24) Философские взгляды Беркли и Юма. Проблема причинности в философии Юма
- 25) Коперниканский переворот в философии, совершенный Кантом. Кантовское понимание предмета философии
- 26) Философские взгляды Канта. Кант об априорных формах и границах познания. «Вещь в себе». Антиномии чистого разума
- 27) Эстетическое учение Канта. Категорический императив. Кант о примате практического разума над теоретическим
- 28) Диалектическая философия Гегеля. Гегель о закономерностях исторического процесса.
- 29) Антропологический материализм Фейербаха
- 30) Философия Маркса. Диалектико-материалистическое понимание истории
- 31) Философский пессимизм Шопенгауэра
- 32-33) Философские взгляды Ницше. Личности в философской концепции Ницше (белокурая бестия, воля к власти). Ниспровержение им традиционной системы ценностей.
- 34-35) Социокультурные предпосылки и характерные черты русской философии. В. С. Соловьев. Н. А. Бердяев
- 36) Проблемы человеческого существования в философии экзистенциализма
- 37) (а) Позитивизм. (б) Неопозитивизм. (в) Постпозитивизм
11) Проблема познания в античной философии (Парменид, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель).
Парменид
Диоген Лаэртский: Парменид освободил мышление от обмана воображения и засилья чувств. «Одно и то же есть мысль и бытие». Мысль отождествляется с реальным объектом, например, абстрактное понятие точка — это конкретная точка, которая существует где-то в уме математика. Бытие едино, лишено множественности движения и изменения, оно вне времени и пространства.
Разум играет главенствующую роль в процессе познания, а чувства — подсобную. Истина основана на рациональном познании, а на чувствах — лишь мнение, а не истинная сущность. Не доверяйте чувствам, но разумом исследуйте высказанные доказательства.
Демокрит
Древнегреческая мифология: боги — как люди, которые правят как цари; но есть богини судьбы — мойры, их волю не в состоянии предотвратить даже боги.
Случайность — это то, сущность чего мы не можем познать. Человек познает на уровне своих чувств (начало концепции сенсуализма) — это темное познание. От вещей истекают маленькие предметики, которые воздействуют на органы чувств. Но темное познание — это познание только мира случая (т.е. мира небытия). Светлое познание — это познание умом. Ум преодолевает темное познание, отталкиваясь от него для познания мира атомов.
Субъект здесь созерцатель, обладающий темным и светлым познанием. Он познает космос, который находится вне него (сам человек не включен в этот космос). Если включен, то только путем редуцирования к этому миру. По существу, Демокрит дает каркас построения научной теории. Чувственный мир нужно объяснить на основе некоторых умопостигаемых принципов: в данном случае атомов и пустот. В этой теории недостает эксперимента. Математика присутствует в скрытом виде, отличия атомов чисто математические.
Сократ
Внешний диалог стимулирует работу внутреннего диалога. Исходный тезис: «Я знаю, что я ничего не знаю». Другой тезис, которому Сократ придал новое звучание: «Познай самого себя». У человека есть внутренний оппонент, который разрушает химерные построения и вынуждает двигаться дальше.
Теория познания Платона
Человек отличается от других живых существ тем, что он обладает душой, индивидуальность которой есть идея. (До рождения человека она существовала в мире идей). Это дает возможность Платону объяснить познание. (Сократ считал, что чем больше человек знает, тем он добрее).
П. подошел к познанию с позиций диалектики. Познание осуществляет человек, обладающий душой, умом и чувствами. Чувствами он не познает, он лишь фиксирует материальную оболочку вещей. Но чувства выступают толчком для работы ума, погруженного одной стороной в душу. Работа ума происходит в форме диалога с душой (диалектика). Это дает возможность уму вспоминать то, что запечатлела душа до рождения. Теория познания — это теория воспоминания. В уме человека возникает логическая нагруженность. Ум должен в процессе диалога с душой искать понятие, т.е. познавать. П. отличал знание от субъективного ощущения.
Теория познания Аристотеля
Первые сущности — это единство духовного и субстратного (физического) начала. Человек — это тоже сочетание духовного и субстратного начала. А духовное начало — это сочетание пассивного ума и активного ума (энтелехия души).
Уровни познания:
5. Эмпирия — самый низший — опыт;
6. Техно — умение, обобщение на пальцах;
7. Эпистемия — научное знание — знание ближайших причин связей и отношений;
8. Софос — знание конечных причин, основания мира.