Лекции по философии для сдачи кандидатского минимума
- Лекции по философии для сдачи кандидатского минимума
- 1) Философия в системе культуры. Природа философского знания. Философия, наука и религия.
- 2) Возникновение философии и ее исторические типы (Индия, Китай, Греция)
- 3) (а) Социально-исторические предпосылки зарождения науки в Древней Греции. Философия и математика ((б) Фалес, (в) Пифагор, Платон)
- 4) Ранняя греческая философия (досократика). Фалес и др. милетцы, Пифагор, Гераклит, Парменид. Утверждения принципа рациональности
- 5) Поиски единой начала всего сущего в античной философии (Фалес, Пифагор, Гераклит, Парменид, Платон, Аристотель)
- 6) Атомистическая концепция Демокрита и Эпикура
- 7) Софисты и Сократ. Диалектика (истина в диалоге). Выдвижение на передний план проблемы человека. Сократ о принципах нравственности.
- 8) Философия Платона
- 9-10) Философия Аристотеля, человек, общество, философия Аристотеля и Платона
- 11) Проблема познания в античной философии (Парменид, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель)
- 12) Нравственно-этическое и мировоззренческое кредо христианства. Заповеди Моисея и Нагорная проповедь (различия)
- 13) Проблема соотношения веры и знания в схоластической философии (Августин, Ансельм, Ф.Аквинский, Д.Скотт, В.Оккам.)
- 14) Проблема единичного и общего в средневековой философии. Номинализм и реализм
- 15) Социо-культурные предпосылки и характерные черты философии Нового времени
- 16) Эмпиризм и рационализм
- 17) Френсис Бэкон о методе научного познания
- 18) Механистическая картина мира и проблема человека в философии Декарта. Дуализм Декарта.
- 19) Декарт о методе научного познания. Cogito ergo sum
- 20) Понятие субстанции в философии Спинозы. Монизм Спинозы. Спиноза о соотношении свободы и необходимости
- 21) Философские взгляды Лейбница. Плюрализм Лейбница. Лейбниц об ограниченности локковского сенсуализма
- 22) Локк о первоисточнике знания. Принцип сенсуализма. Первичные и вторичные качества
- 23) Социально-философские взгляды Локка
- 24) Философские взгляды Беркли и Юма. Проблема причинности в философии Юма
- 25) Коперниканский переворот в философии, совершенный Кантом. Кантовское понимание предмета философии
- 26) Философские взгляды Канта. Кант об априорных формах и границах познания. «Вещь в себе». Антиномии чистого разума
- 27) Эстетическое учение Канта. Категорический императив. Кант о примате практического разума над теоретическим
- 28) Диалектическая философия Гегеля. Гегель о закономерностях исторического процесса.
- 29) Антропологический материализм Фейербаха
- 30) Философия Маркса. Диалектико-материалистическое понимание истории
- 31) Философский пессимизм Шопенгауэра
- 32-33) Философские взгляды Ницше. Личности в философской концепции Ницше (белокурая бестия, воля к власти). Ниспровержение им традиционной системы ценностей.
- 34-35) Социокультурные предпосылки и характерные черты русской философии. В. С. Соловьев. Н. А. Бердяев
- 36) Проблемы человеческого существования в философии экзистенциализма
- 37) (а) Позитивизм. (б) Неопозитивизм. (в) Постпозитивизм
24) Философские взгляды Беркли и Юма. Проблема причинности в философии Юма.
Джордж Беркли (1685-1753)
Беркли первичные и вторичные качества приписал субъекту Þ опустошил объект. Познание идет от чувственных переживаний, и эти переживания есть единственная реальность (плотность и форма — такие же переживания, как цвет и вкус). Он отказался от понятия материи. Наше восприятие каждой вещи полностью разлагается на восприятие набора отдельных ощущений. Где же тут материя? Ее как таковую ощутить невозможно. «Быть — значит быть воспринимаемым».
«Мир для нас является таким, каким мы его воспринимаем». Вопрос: Как отличить реальные переживания от галлюцинаций? Чем объяснить, что разные люди переживают одинаково? Ответ: Реальные переживания одновременно являются переживаниями сверхсубъекта (Бога), т.е. это интерсубъективная реальность. Если эту березу никто не видит, значит, ее нет? Нет, она есть, ее видит Бог.
Дэвид Юм (1711-1776)
Концепция европейского скептицизма. Юм согласен с Локком, что все знания из чувств и с Беркли, что существовать — значит быть воспринимаемым. Но Юм полагает, что за ощущениями скрыта реальность, которую человек не в состоянии познать. «Трактат о человеческой природе». Интуиции нет. Есть только дедукция. Материал для нее добывается чувственным опытом. Все знания из опыта (из чувственных переживаний). Эти знания из опыта (явления) есть единственная реальность. Эту чувственную реальность мы обобщаем и строим на основе нее суждения, а та реальность, которая скрыта за чувствами, нам просто не дана. Человек не только разумное, но и деятельное существо. Человек должен освободиться от туманного знания (метафизических предмета), которые мешают познанию. Их 3:
1) Природа как механизм
2) Душа как механизм
3) Бог
Разуму доступны лишь 2 рода объектов:
1) Факты идущие от впечатлений.
2) Отношения между объектами ума (чисто мыслительными объектами). Это не реальные объекты, а лишь инструменты познания.
Суждение носит вероятностный характер. Необходимое знание — это знание арифметики, геометрии, т.е. то, что никакого отношения к опыту не имеет (т.к. это отношения между идеями). Пример. 2´2=4 — необходимая истина, потому что она определена не устройством мира, а устройством нашей арифметики. Необходимые истины являются инструментом познания окружающего мира. Необходимое знание имеет лишь правила формирования языка.
3 принципа связи явлений (типов отношений) в процессе познания:
1) сходство во времени;
2) сходство в пространстве;
3) причинность.
Проблемы познания причинных связей
Вся наука занимается установлением связи причины и действия. Разумом эти отношения не открываются, а лишь опытом. Всё сводится к привычке наблюдать одно явление за другим. «Все заключения из опыта суть действия привычки, а не рассуждения»
Опыт Þ факты опыта Þ язык Þ привычка.
Процесс познания бесконечен. Он строится на уточнении или опровержении предыдущего опыта. В человеческих знаниях большое значение имеет вера. Мы верим, что должно быть так, как это было, как мы наблюдали ранее. На самом деле, из того, что одно явление следует за другим, не следует (нельзя доказать), что первое есть следствие второго.
У человека 2 инструмента познания мира:
1) Наблюдения.
2) Математика (наш внутренний порядок).
Критерий истинности знаний — полезность для развития техники и т. п. То же он говорит и обо всем духовном. Душа — вымысел или что-то, скрытое от нас. Абсолюты, выделенные философией XVII в. (Бог, душа, материя и т.п.) являются фетишами (они не нужны). Юм был последовательным атеистом. Он был отлучен от церкви, его запрещено было предавать земле (родственнике похоронили его, приковав гроб к своду пещеры — сейчас он является одной из достопримечательностей Шотландии).
«Исследование о человеческом познании». Заключение: возьмем любую книгу — содержит ли она рассуждение о фактах или количественных соотношениях? Содержит ли она абстрактное рассуждение? Если нет, то бросьте ее в огонь. В ней нет ничего кроме софистики и заблуждений. Юм был апологетом естественных наук. Для выживаемости человечества достаточно физики и математики.
Ограничение Юма:
1) Он абсолютизировал знания, проигнорировав, что, кроме знаний, люди нуждаются в ценностях (любовь, дружба и т. п.). Юм считал, что знания нужны, чтобы упорядочивать жизнь людей. Он сводит жизнь человека к простой выживаемости.
2) С помощью чувств человек не может познать Бога, природу, материю, душу и т.д. (соглашаясь с Юмом), но он должен сохранить их в своей вере (опровергая Юма).
3) Юм отвергает интеллектуальную интуицию.