Основы природообустройства

Экологический аудит и контроль

В соответствии с ГОСТ Р ИСО 14050-99 экологический аудит – процесс проверки данных о воздействии на окружающую природную среду для определения соответствия выбранным требованиям (по законодательству и стандартам), а также информирование клиента о результатах. Экологический аудит возник по аналогии с традиционным аудитом, как процедурой независимой вневедомственной проверки бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств  предприятия.

Наряду с обязательным, есть и добровольный аудит, который нужен предприятию для независимой оценки своей деятельности или демонстрации своих успехов

         Экологический аудит имеет ряд достоинств. Во-первых, это превентивное предупреждение штрафов и наказаний. Во-вторых, улучшение репутации в глазах общества, повышение ответственности и осведомленности персонала в вопросах экологической политики. В третьих, это снижение затрат (так например, в сфере энерго- и водопотребления и уменьшения количества отходов), улучшение качества в целом. Экологический аудит представляет собой упреждающий метод, применение которого дает возможность организациям не только соблюдать законодательство, но также определить проблемы, принять меры, оценить насколько соблюдаются экологические обязательства, стать более квалифицированным в вопросах экологии, создать базу данных для будущих (корректирующих) действий и повысить конкурентоспособность.

Еще одним инструментом экологической политики является экологический консалтинг — деятельность по консультированию тех предприятий, которые хотят исправить недостатки, обнаруженные экологическим аудитом. Это достаточно дорогие услуги, оказываемые на договорной основе специальными фирмами, специализирующимися на решении подобных проблем.

Экологический контроль — обеспечение соблюдения экологического законодательства, его норм (нормативов) и правил, а также выполнения планов  и мероприятий по охране окружающей среды всеми организациями — предприятиями, учреждениями, государственными органами, должностными лицами и гражданами, независимо от правового статуса, форм собственности и подчиненности.

Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» устанавливает государственный, ведомственный, производственный и общественный экологический контроль. Он может быть информационным, предупредительным и карательным. Закон определил обязанности и права контролирующих органов.

На предприятиях и организациях природообустройства в зависимости от масштаба их деятельности должны создаваться природоохранные структурные подразделения: отделы, службы, лаборатории, инспекции или инспекторы.

Общественный экологический контроль осуществляется профсоюзными организациями, общественными экологическими объединениями, движениями, партиями, трудовыми коллективами и гражданами в рамках своих законных прав.

 

Вы здесь: Главная Экология Основы природообустройства