Основы природообустройства

Стандарты в области природообустройства 

Существуют международные стандарты, государственные стандарты (ГОСТ), отраслевые стандарты (ОСТ), стандарты предприятий и другие. Специальные стандарты (например, строительные нормы и правила — СНиП) регламентируют создание технических систем. Эти стандарты обязательны к применению

Любой стандарт имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, стандарт унифицирует деятельность, конструкции сооружений, способы их расчета, обобщает опыт в данной сфере, что позволяет установить критерии ответственности проектировщика, строителя, эксплуатационника. Вместе с тем, стандарты консервируют прогресс,  не оставляет большого простора для принятия решений на основе современных достижений науки

 В современной российской нормативной системе важное место занимают стандарты ГОСТ Р ИСО серии 14000. В России они введены в конце 90-х. Практика показывает, что та организация, которая придерживается этих стандартов и демонстрирует это, имеет больше возможностей для получения кредитов, страхования на выгодных условиях, имеет положительную репутацию в среде партнеров, в отношениях с государством и на международной арене.

Например, ГОСТ Р ИСО 14001-98 «Системы управления окружающей средой» описывает общие требования к системе управления окружающей средой в соответствии с экологической политикой организации, внедрение и функционирование такой системы, проведение её проверок и улучшения.

Экологическая политика в области природообустройства

Под экологической политикой стали понимать заявление организации о своих намерениях и принципах, связанных с экологической эффективностью ее деятельности. Для успешного управления качеством экологическую политику должны заявлять все органы управления, начиная от государства и кончая хозяйствующим субъектом и просто гражданином.  о Любая организация должна продемонстрировать соответствие своей экологической политики интересам других организаций и граждан и добиться одобрения (сертификации или регистрации) своей деятельности обществом, внешней организацией, например при экологической экспертизе проекта природообустройства.

Экологическая политика должна:

соответствовать характеру и масштабу деятельности организации, учитывать вид продукции или услуг и соответствовать воздействиям на окружающую среду;

включать обязательства в отношении соответствия природоохранному законодательству и регламентам;

включать обязательства в отношении постоянного улучшения окружающей среды и предотвращать ее загрязнение;

предусматривать основу для установления целевых и плановых экологических показателей и их анализа (такие показатели, например, могут входить в структуру мелиоративного режима);

документально оформляться, внедряться, поддерживаться руководством и доводиться до сведения всех сотрудников, а также быть доступной для общественности.

 Экологическая политика природообустройства конкретно изложена в его принципах. Принципы целостности, сбалансированности, природных аналогий, необходимого разнообразия, адекватности воздействия, гармонизации круговоротов, предсказуемости, эффективности и безопасности, нравственности ориентируют природообустройство на постоянное улучшение качества среды, экономное расходование всех ресурсов при его реализации, недопущение или компенсацию ущерба природе как таковой.

Эти принципы должны реализовываться при обосновании методов и способов природообустройства на конкретных территориях, использование современных природо- и ресурсосберегающих технологий природообустройства, качественное проектирование, применение совершенных технологий строительства и последующее адекватное управление инженерными системами природообустройства

 К инструментам реализации экологической политики также относятся оценка воздействия на окружающую среду (внутренняя экспертиза); независимая внешняя экспертиза, как государственная, так и общественная; мониторинг систем природообустройства; экологический аудит, экологический контроль, которые вместе составляют экологическую оценку.

Экологическую оценку надо проводить на всех этапах конкретной деятельности:

при разработке нормативно-правовой базы: международных договоров, законов, постановлений, руководств, стандартов, норм, правил;

при составлении прогнозов развития народного хозяйства страны в целом или ее регионов, развития отдельных отраслей,  национальных или региональных программ;

при технико-экономическом обосновании проектов (ТЭО); разработке технических проектов, регламентов функционирования предприятий, при их ликвидации.

 

Вы здесь: Главная Экология Основы природообустройства