Основы природообустройства
- Основы природообустройства
- Природообустройство как отношения человека и природы
- Объекты и виды природообустройства
- Принципы рационального природообустройства
- Системный подход в природообустройстве
- Геосистемы (ландшафты) как объекты природообустройства
- Свойства геосистем
- Устойчивость геосистем
- Измененные геосистемы
- Нормы техногенного воздействия на ландшафты
- Природно-техногенные комплексы природообустройства
- Этапы создания и функционирования ПТК природообустройства
- Функциональный состав техногенного блока ПТК природообустройства
- Прогнозирование процессов в ПТК природообустройства
- Правовая база природообустройства
- Стандарты в области природообустройства
- Оценка воздействия на окружающую среду
- Экспертиза проектов природообустройства
- Участие в государственной экологической экспертизе граждан и общественных организаций
- Мониторинг ПТК природообустройства
- Экологический аудит и контроль
- Эколого-экономическое обоснование проектов природообустройства
- Рекультивация земель
- Технический этап рекультивации
- Способы технической рекультивации
- Рекультивация загрязненных земель
Экспертиза проектов природообустройства
Экспертиза означает исследование и разрешение при помощи сведущих людей (экспертов) какого-либо вопроса, требующего специальных знаний. Необходимость экспертизы возникает либо при неочевидности ошибок, либо в случае недоверия общества к результатам какой-то деятельности, например, при рассмотрении проекта сооружения или устройства, которые еще не построены, и неясно как поведут себя они при эксплуатации.
Виды экспертизы. Экспертиза проводится органами государственной власти, ведомствами, органами местного самоуправления, общественностью. Может быть научная, коммерческая экспертиза.
Экспертизе в первую очередь должны быть подвержены нормативно-правовые документы, т.е. должна быть проведена их юридическая (правовая) экспертиза. Предпроектные и проектные документам подлежат технической и экономической экспертизе, иногда их объединяют в технико-экономическую экспертизу.
Во многих случаях необходима экспертная оценка воздействия проекта на окружающую среду, которая реализуется в экологической экспертизе, т.е. в установлении соответствия документов, обосновывающих намечаемую хозяйственную и иную деятельность экологическим требованиям, установленным техническим регламентом и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду. Несмотря на важность экологической экспертизы, она не должна заменять техническую и экономическую экспертизы.
Законодательством предопределена государственная и общественная экологическая экспертиза. Она проводится на всех этапах деятельности: при разработке нормативно-правовой базы; при составлении прогнозов развития народного хозяйства страны в целом или ее регионов, развития отдельных отраслей, национальных или региональных программ; при технико-экономическом обосновании проектов (ТЭО); разработке технических проектов, регламентов функционирования предприятий, при их ликвидации.
Законодательная, нормативно-методическая и организационно-распорядительная документальная база экологической экспертизы. Основным законодательным документом является Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году. В 1995 году был принят Федеральный закон «Об экологической экспертизе»,
В качестве нормативно-методического документа Правительством РФ от 11 июня 1996 г. № 698 принято «Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы».
Объекты государственной экологической экспертизы аналогичны объектам ОВОС:
- экспертиза стратегии политики;
- «Схем развития» и «Технико-экономических обоснований»;
- проектов предприятий или размещения оборудования и инфраструктуры;
- технологий и оборудования; безопасности готовых продуктов и отходов производства.
Объектами экспертизы также являются нормативы, методики расчетов и другие нормативные материалы.
Принципы экспертизы:
презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, экологическую безопасность проекта должны доказывать проектировщики или инициаторы хозяйственной деятельности;
обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы он не должен строиться и финансироваться;
комплексность оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий, при экспертизе должны быть проанализированы все аспекты влияния антропогенной деятельности (экологические, экономические, социальные, политические, нравственные);
обязательность учета требований экологической безопасности для человека и биоты, как в настоящее время, так и в будущем;
достоверность и полнота информации, представляемой на экологическую экспертизу, эксперты в праве потребовать дополнительную информацию или вернуть проект на доработку;
независимость экспертов при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы;
гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения, процесс экспертизы должен быть максимально демократичным;
ответственность участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы; заключение экспертизы должно быть объективным, непредвзятым и беспристрастным.
Следовательно, если проект природообустройства выполнен в соответствии с основополагающими принципами, то вероятность его успешного прохождения в экспертизе увеличивается.
Порядок и процедура проведения экологической экспертизы регламентируется постановлением Правительства РФ. На экспертизу в специальный уполномоченный орган (например, Росприроднадзор) представляются конкретные объекты (документация и материалы). Обязательным условием принятия материалов является в них данных по оценке воздействия на окружающую среду. После этого образуется экспертная комиссия, состоящая как из штатных сотрудников органов экспертизы, так и внештатных экспертов. Проведение экспертизы оплачивает заказчик. В состав экспертной комиссии входит руководитель (обычно крупный ученый или известный специалист), ответственный секретарь (обычно сотрудник Госэкспертизы) и члены комиссии (авторитетные специалисты в той или иной области знаний). Продолжительность проведения экспертизы ограничена обычно 1…4 месяцами.
Функции организации, проводящей экспертизу: регистрация экспертизы; решение вопросов, связанных с финансированием экспертизы; получение необходимых документов; подбор руководителя и формирование экспертной комиссии; взаимодействие с общественными организациями и гражданами; создание условий для работы экспертной комиссии.
Работа экспертной комиссии начинается со знакомство членов комиссии с документацией, представленной на экспертизу, и обсуждения ее на заседаниях комиссии.
Далее начинается основная процедура экспертизы — определение полноты и правильности материалов проекта по Оценке воздействий на окружающую среду. Каждый эксперт высказывает свое мнение по порученному вопросу в соответствии с заданием — «частное заключение эксперта», которое потом обсуждается на заседаниях комиссии и на основе частных заключений формируется сводное заключение.
Экспертом государственной экологической экспертизы может быть специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу (по соответствующим направлениям науки, техники, технологии). Эксперт имеет право: заявлять о необходимости представления заказчиком дополнительных материалов; формулировать особое мнение по объекту государственной экологической экспертизы, которое прилагается к заключению государственной экологической экспертизы.
Эксперт обязан: осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ представляемых материалов с учетом передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники, определять их соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации, нормативно — техническим документам и предоставлять заключения по таким материалам.
Заключение экспертной комиссии должно содержать обоснованные выводы о допустимости воздействия намечаемой деятельности на окружающую природную среду, на основании чего принимается решение о возможности реализации объекта. В целях обеспечения единых требований к оформлению результатов экспертизы разработана форма Заключения. Заключение утверждается специально уполномоченным органом в области экологической экспертизы.
Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий возможности финансирования и реализации объекта экспертизы. Оно имеет юридическую силу лишь в течение срока, определенного при утверждении заключения. Положительное заключение теряет юридическую силу в случае изменения проектной документации, изменения условий природопользования, реализации объекта с отступлениями от документации.
При отрицательном заключении государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта намечаемой деятельности. В случае отрицательного заключения заказчик вправе представить материалы на повторную экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний. Заключение государственной экологической экспертизы может быть оспорено в судебном порядке.