Основы природообустройства
- Основы природообустройства
- Природообустройство как отношения человека и природы
- Объекты и виды природообустройства
- Принципы рационального природообустройства
- Системный подход в природообустройстве
- Геосистемы (ландшафты) как объекты природообустройства
- Свойства геосистем
- Устойчивость геосистем
- Измененные геосистемы
- Нормы техногенного воздействия на ландшафты
- Природно-техногенные комплексы природообустройства
- Этапы создания и функционирования ПТК природообустройства
- Функциональный состав техногенного блока ПТК природообустройства
- Прогнозирование процессов в ПТК природообустройства
- Правовая база природообустройства
- Стандарты в области природообустройства
- Оценка воздействия на окружающую среду
- Экспертиза проектов природообустройства
- Участие в государственной экологической экспертизе граждан и общественных организаций
- Мониторинг ПТК природообустройства
- Экологический аудит и контроль
- Эколого-экономическое обоснование проектов природообустройства
- Рекультивация земель
- Технический этап рекультивации
- Способы технической рекультивации
- Рекультивация загрязненных земель
Участие в государственной экологической экспертизе граждан и общественных организаций
В соответствии с существующим законом граждане и общественные организации имеют право: выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории; направлять в письменной форме специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам; намечаемой хозяйственной и иной деятельности; получать от специально уполномоченных государственных органов, организующих проведение экспертизы конкретных объектов экологической экспертизы, информацию о результатах ее проведения; могут настаивать на учете общественного мнения в заключения государственной экологической экспертизы и при принятии решения о реализации объекта.
Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений).
Одной из целей общественной экологической экспертизы является обратить внимание государства на проблемы, не решаемые в современном нормативно-правовом поле, то есть — поставить проблему. Она может проводиться до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней, а также независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов.
Общественные организации, имеют право: получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в объеме, установленном в Федеральном законе; знакомиться с нормативно — технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы; участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы. Эксперты, привлекаемые для проведения общественной экологической экспертизы, должны отвечать тем же требованиям, что и эксперты государственной экспертизы.
Заключение общественной экспертизы приобретает юридическую силу в случае его утверждения в специально уполномоченных государственных органах в области экологической экспертизы. Оно может публиковаться в средствах массовой информации или передаваться органам местного самоуправления, органам государственной экологической экспертизы, заказчикам документации, инвестору,
Недостатки экологической экспертизы как инструмента экологической политики. Возможности экологической экспертизы как инструмента влияния на принятия экологически значимых решений ограничены. Экспертиза проводится, когда проект полностью готов и практически все решения уже приняты заказчиком (проектировщиком). В этом случае, принципиально изменить решение достаточно сложно.
Существенное влияние на изменение направленности проекта, выбор лучших альтернатив, можно осуществить при проведении ОВОС на первых стадиях проектирования, когда можно более детально рассмотреть альтернативные варианты, то есть ОВОС является значительным инструментом проведения экологической политики.