Лекции по культурологии: от средневековья до 1917 года — ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
- Лекции по культурологии: от средневековья до 1917 года
- ЕВРОПЕЙСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИДЕОЛОГИЯ ГУМАНИЗМА
- ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ
- ОСНОВЫ ПРОТЕСТАНТСКОЙ КУЛЬТУРЫ
- Научная революция XVII века
- Идеология европейского Просвещения
- Художественная культура Нового времени
- КУЛЬТУРА ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
- МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МОДЕРНА И ПОСТМОДЕРНА
- ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
- Древнерусская культура IХ-ХVI вв
- Светское начало в культуре России XVII века
- Преобразования в области культуры в XVIII веке
- Славянофилы и западники
ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. РОССИЙСКИЙ ТИП КУЛЬТУРЫ И МЕНТАЛЬНОСТЬ
Русская цивилизация возникла в результате славянской этнической общности, обладающей общими родовыми признаками земной цивилизации, а также локальностью и видовыми характеристиками, выражающими ее сущность и специфику, место и роль в планетарном обществе, историко-культурные достижения.
Русская цивилизация прошла четыре главных периода своего возникновения и развития.
1) Зарождение — со II тыс. до н. э. до сер. I тыс. н. э.
2) Становление русской цивилизации — с сер. I тыс. до второй половины XIV в.
3) Утверждение русской национально-этнической само идентичности и расцвет духовно-православной культуры — со второй половины XIV в. до последней трети XVII в.
4) Развитие в многонациональном Российском государстве — от конца XVII в. по настоящее время.
Этот этап делится на:
· реформы Петра I в конце XVII — первой четверти XVIII в.;
· век российского Просвещения (XVIII в.);
· «золотой» (XIX в. до 80-х годов) и «серебряный» (последняя треть XIX — начало XX в.) века отечественной культуры;
· советский и постсоветский этапы развития российской цивилизации.
Каждый из этапов включает более конкретные периоды и стадии, раскрывающие внутреннюю историческую динамику функционирования русской цивилизации. Она, таким образом, имеет историческую характеристику и хронологические рамки. Русская (российская) цивилизация обладает, как и другие цивилизации, существенными признаками. Культура — один из главных компонентов русской цивилизации, наиболее богатый по содержанию и выражающий ее специфику.
Этническую основу русской цивилизации составляют русские — восточнославянские племена, населявшие Среднее Поднепровье примерно с II тыс. до н. э., но получившие название «русские» или сами себя так назвавшие только в VI — VII веках. Территория проживания восточных славян стала называться «Русь» или «Русская земля». Затем термины «русские» и «Русская земля» были распространены на значительное число других восточнославянских племен и союзов племен, проживавших на территории от Черного и Азовского (Русского) морей до Прибалтики и Приильменья, а также от Прикарпатья и Подунавья до Среднего Заволжья. Поэтому этническую основу русской цивилизации составили восточные славяне.
Первые три периода генезиса, становления и духовного православного расцвета русской цивилизации утверждали традиционный для Руси — России тип культуры, который называется «теплым», или обыденно-практическим, когда жизнедеятельность общества осуществляется в тесном взаимодействии с природой и ее почитанием, а также использованием накопленного материального и духовного опыта. Способ и содержание жизни людей были неотделимы от ландшафта, климата, характера почв, наличия или отсутствия лесных богатств, других сравнительно простых для освоения природных ресурсов. В третьем периоде самостоятельности культурной жизни русского общества от природы возрастает. Усиливаются тенденции взаимодействия с европейской культурой. К началу XVII в. сложилась великорусская народность в едином государственном пространстве. Московская Русь превратилась в обширное по территории, многочисленное по населению, единое, сильное, независимое и влиятельное многонациональное государство с развитой материальной и духовной культурой.
Можно считать, что в четвертом периоде доминирующими признаками российской цивилизации стали: сохранение преемственности длительного культурно-исторического развития русского и других народов; утрата этнонима в названии цивилизации и выдвижение на первый план государственно-политического признака; сохранение русского языка как государственного и языка межнационального общения при обеспечении условий функционирования и использования других родных языков; приобретение общих материально-экономических, социальных, политико-правовых и духовных основ организаций и воспроизводства жизни субъектов — носителей русской и российской цивилизации; наличие исторически сложившейся системы материальных и духовных ценностей и архетипов, отличающих российскую цивилизацию от других цивилизаций и указывающих на ее локальность; утверждающаяся в общественном и индивидуальном сознании норма свободы совести как основа духовной свободы при сохранении культурно-вероисповедальной традиции православия и других конфессий; сохранение особенностей философско-мировоззренческих исторических ориентаций русской духовности на такие ценности, как космос и душа, доброта и милосердие, трудолюбие и открытость, правда и справедливость.
Особенности формирования российской культуры выделяются в следующих факторах: геополитическом, конфессиональном, социальной организации.
Обычно отмечаются следующие геополитические условия — обширная, слабо защищенная территория; незащищенная естественными преградами граница; оторванность от морей и морской торговли; благоприятствующая территориальному единству исторического ядра России, речная сеть; промежуточное положение русских территорий между Европой и Азией. Все вышеназванное привело к необходимости освоения огромного географического пространства, на котором соединялись и взаимодействовали многочисленные этнические группы и народности.
Большое влияние на формирование русского культурного архетипа оказало принятие христианства, которое пришло на Русь в X в. из Византии в православной форме.
Православное влияние на формирование русского культурного архетипа шло через восточно-христианскую культуру, в которой земное существование рассматривалось как эпизод на пороге вечной жизни и не представляло ценности. В качестве смысла жизни признавались духовные стремления к смирению и благочестию, ощущение собственной греховности и аскетизм. Православие, духовно организуя религиозно-нравственный быт русских людей, способствовало усвоению ими такой системы духовных ценностей, которая наложившись на языческую культурную среду, привела к формированию особого мессианского типа русского человека и идеи соборности, под которой обычно понимается коллективное жизнетворчество и согласие, единодушное участие верующих в жизни мира и церкви.
Под воздействием вышеизложенных факторов сложилась специфическая социальная организация. Ее основными элементами являются следующие: первичная хозяйственно-социальная организация — корпорация (община, артель, товарищество, колхоз и т.д.); государство являлось творцом всего общества; государственность обладает либо сакральным характером либо неэффективна; государство, общество, личность не разделены как на Западе, а взаимопроницаемы, целостны; стержень государственности составят корпорация служилой знати (дворянство, номенклатуре и т.д.) идеи государственности преобладают над личными интересами.
В результате сложился общинно демократический тип социальных связей и соответствующий соборно нравственный тип русской культуры.