Лекции по культурологии: от средневековья до 1917 года — Славянофилы и западники
- Лекции по культурологии: от средневековья до 1917 года
- ЕВРОПЕЙСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИДЕОЛОГИЯ ГУМАНИЗМА
- ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ
- ОСНОВЫ ПРОТЕСТАНТСКОЙ КУЛЬТУРЫ
- Научная революция XVII века
- Идеология европейского Просвещения
- Художественная культура Нового времени
- КУЛЬТУРА ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
- МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МОДЕРНА И ПОСТМОДЕРНА
- ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
- Древнерусская культура IХ-ХVI вв
- Светское начало в культуре России XVII века
- Преобразования в области культуры в XVIII веке
- Славянофилы и западники
«Золотой век» русской культуры. Славянофилы и западники. Русская идея
Принято считать, что с творчества Александра Сергеевича Пушкина (1799 — 1837) начинается «золотой век» отечественной художественной культуры. Он охватил начало и середину XIX века. А.С. Пушкин внес выдающийся вклад в художественную культуру не только своими произведениями, поэтическим мастерством и разнообразием стилей, но и созданием современного литературного языка.
Традиции А.С. Пушкина продолжили Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.И. Герцен и многие другие. Основателем национальной музыки как самостоятельного профессионального направления художественного творчества стал М.И. Глинка. Его слова: «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем» (то есть видоизменяем, перекладываем, упорядочиваем) стали лейтмотивом опер «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), «Руслан и Людмила», многих симфонических произведений, романсов. Национально-музыкальную традицию отечественной классики упрочили А.С. Даргомыжский, композиторы «Могучей кучки» (М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин и др.). Днем творения русского национального гимна можно считать 23 ноября 1833 г., когда прозвучала мелодия А.Ф. Львова «Молитва русского народа» на слова В.А. Жуковского. Всемирную известность приобрели оперы, балеты, симфонии, романсы П.И. Чайковского — гордость русской музыкальной культуры.
В русском изобразительном искусстве «золотого века» великолепные произведения портретной реалистически-романтической живописи создали О.А. Кипренский, К.П. Брюллов, А.А. Иванов ; пейзажной и жанровой живописи — П.А. Федотов, А.Г. Венецианов, А.И. Куинджи, И.И. Левитан и др. Развивалось упрощенно-примитивное направление отображения сюжетов бытовой жизни, лубковое искусство. В 1869 г. было создано «Товарищество передвижных художественных выставок» («Передвижники»), творчество которых определило стиль и содержание реалистической живописи последующего «серебряного века» отечественной художественной культуры. Существенно расширяется меценатство.
Архитектура развивается преимущественно в классическом стиле: строгой по формам и исполнению, единой по стилю, торжественной по восприятию. Ампир как поздний классицизм характеризовался созданием городских ансамблей и гражданских построек, арок и соборов, в которых были запечатлены героико-триумфальные сюжеты и события отечественной истории. Широкую известность и признание получили творения А.Н. Воронихина (Казанский собор в Санкт-Петербурге и др.), А.Д. Захарова (реконструкция Адмиралтейства и др.), а также приглашенных из Европы архитекторов К.И. Росси, О.И. Бове, Д.И. Жилярди и др. Шедеврами скульптурного творчества стали памятники А.В. Суворову (М.И. Козловский), К Минину и Д. Пожарскому (И.П. Мартос), конные скульптуры П.К. Клодта и др. Архитектура и скульптура XIX в., как и другие виды искусства, демонстрировали высокий уровень развития отечественной духовной культуры.
Начало и середина XIX в. характеризовались созданием первых философских и культурологических концепций.
В мировоззренческих исканиях XIX в. поднимается вопрос о месте России в общем ходе всемирной истории. Историософия русской судьбы становится темой русской философской мысли. Общество раскалывается на «западников» и «славянофилов». Суть западничества (П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен и др.) в трактовке культуры как сознательного творчества человечества. Славянофилы (А.С Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, и др.) под культурой понимали главным образом народную «бессознательную культуру». Из того кризиса в который вся Европа была вовлечена своей историей, выход представлялся через восстановление цельности жизни, и хотя славянофильство мыслило себя как философия истории, пафос славянофильства заключался именно в том, чтобы выйти из истории найти новый вариант «замкнутого» идеального общества, противопоставить общество и государство на основе «взаимного невмешательства».
В идейном противостоянии славянофилов и западников получила оформление «русская идея».
В систематической форме русскую идею как своеобразную культурологическую концепцию изложил В.С. Соловьев (1853-1900) в докладе, прочитанном в 1888 г. в Париже. Русская идея, народно-религиозная по своей сути, должна, по Соловьеву, быть подчинена исходному принципу: «не бегать от мира, а идти в мир, чтобы преобразовать его». Соловьев предложил объединить три разновидности христианства — католичество, православие и протестантизм, исходя из того, что все человечество представляет собой единый социальный организм. Следовательно, «органическая функция, которая возложена на ту или другую нацию в этой вселенной жизни, — вот ее истинная национальная идея, предвечно установленная в плане Бога».
Чтобы познать «истинную русскую идею», надо уяснить, полагал Соловьев, что должна сделать Россия во имя христианского начала и во благо христианского мира. Соловьев прославляет князя Владимира Святославовича, осуществившего христианизацию Руси, и Петра I, который внес, хотя и насильственно, в Россию «ту цивилизацию, которую она презирала, но которая ей необходима… постоянно занимая при этом своеобразное место между Востоком и Западом».
«Русская идея» Соловьева получила развитие в трудах целой плеяды представителей «серебряного века»: В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Е.Н. Трубецкого, Л.П. Карсавина и др.
Таким образом, XIX в. явился временем окончательного формирования русской национальной культуры. Национальная культура — это культура нации как общности людей, складывающаяся в ходе формирования капиталистического уклада.
«Серебряный век» русской культуры
При рассмотрении такого сложного и многообразного явления, каким представляется русская культура, неизбежно встает необходимость четкого определения и глубокого освещения различных периодов его развития. Без этого трудно доказать уникальность русской культуры в системе мировой культуры.
Период в развитии русской культуры конца XIX- начала XX вв. принято называть «серебряным» веком в сравнении с «золотым» XIX в. и это определение возникло как обозначение крупнейшего этапа в развитии русского искусства после пушкинского «золотого века».
На рубеже столетий Россия переживала сложные и трудные времена: многообразные социальные катаклизмы, охватившие все слои населения страны, разрушение государственных устоев, войны и революции,- казалось бы, не способствовали духовному и культурному подъему. Тем не менее, удивительным образом именно в этот тяжелейший период истории России наблюдается расцвет искусства и философии. Яркое и образное определение «серебряного века принадлежит великому русскому философу Николаю Александровичу Бердяеву, который назвал его «культурным или духовным ренессансом», «одной из самых утонченных эпох в истории русской культуры», эпохой «творческого подъема поэзии и философии».
Основным мотивом в развитии культуры этой эпохи является попытка многих художников и мыслителей отказаться от традиционных «застывших» форм и методов осмысления мира предшествующего времени, желание найти новые средства выражения собственного мироощущения. Это способствовало появлению многообразия новых течений в искусстве и различного рода новейших философских направлений. Однако полного разрыва в культуре «серебряного века» с духовным наследием прошлого не было (в частности, в философии религиозной направленности; в литературе, живописи — сохранялись традиции реализма). Полное отрицание традиций прошлого осуществлялось в разнообразных модернистских (авангардистских) течениях. Модернизм -(от французского слова moderne — новейший, современный) есть художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале XX века, сущностными характеристиками которой является протест против канонизированных форм и стилей в искусстве (отрицание реализма, романтизма и натурализма), осуществление стремления к свободному индивидуальному выбору художественных средств. Высшим смыслом творческой деятельности объявляется эксперимент и абсолютная независимость от любого диктата, ограничений воображения и интуиции творческой личности. Общая тенденция — отказ от разумного начала, недоверие к рассудочному восприятию реальности и опора на «сверхчувственное» и « бессознательное» в познании мира.
Модернизм объединяет различные направления в искусстве: абстракционизм, экспрессионизм, сюрреализм, кубизм, фовизм, футуризм, дадаизм и т.д. В России эпохи культуры «серебряного века» наиболее ярко выделяются такие модернистские направления, как символизм, акмеизм и футуризм в литературе, кубизм, фовизм, конструктивизм, абстракционизм и его разновидность супрематизм в живописи, неоклассицизм и неорусский стиль в архитектуре.
У русского символизма в литературе особое место, так как он стал главным течением модернистского направления избегая «стандартов» и «устаревших» форм провозгласил культ красоты и новаторства, свободы в самовыражении поэтического слова. Символисты (В. Брюсов, А. Белый, А. Блок, К. Бальмонт, Д. Мережковский) выдвинули концепцию интуитивного, чувственного «проникновения» символа в сущность мира. Представители акмеизма ( от acme –высшая степень чего либо) попытались совершить возврат к точному значению слова и эстетизировали чувственный мир человека. Творчество представителей футуризма (Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Маяковский, И. Северянин) значимо, прежде всего, смелым языковым экспериментированием и отражением эстетики городской культуры того времени.
Особые модернистские искания обнаруживаются в русской живописи конца XIX- начала XX вв. Именно в живописи символы времени раскрывают устремленность «серебряного века» преодолеть «одиночество творцов духовной культуры» начала века. Художники этого времени почти буквально восприняли призыв Александра Блока, который утверждал: «Россия — молодая страна, и культура ее — синтетическая…это культура общения и объединения…». Образуется целый ряд художественных объединений таких как «Мир искусства» (А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, М. Добужинский, Н. Рерих),«Голубая роза» (П. Кузнецов, А .Матвеев, Н. Сапунов, М. Сарьян), «Бубновый валет» (П. Кончаловский, Р. Фальк и др.) Значительные достижения были и у представителей «русского авангарда» (М. Шагал, В. Кандинский, К. Малевич, В. Татлин), основа творчества которых также связана с новаторскими экспериментами, а именно с искусством «чистых» форм и «беспредметности».
Модернистские идеи повлияли и на такой «консервативный» вид искусства, как театр. Идея синтеза искусств успешно реализовывалась в Художественном театре в Москве, основанном К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко. В русской музыкальной культуре новейшими изобразительными средствами и формами в духе модерна успешно пользовались великие русские композиторы С. Рахманинов, И. Стравинский, А. Скрябин. Культура «серебряного века» характеризуется и расцветом русской философии, представители которой (Н. Бердяев, С. Булгаков, В. Розанов, П. Флоренский, С. Франк, Г. Федотов), давали оценки духовной и общественной жизни России того времени, прогнозировали перспективы ее развития в будущем.
Безусловно «серебряный век» русской культуры –один из наиболее ярких периодов ее развития, ценность которого, говоря образно, словами Анны Ахматовой состоит в том, что «по неведомому назначенью» отражал атмосферу «не календарного», настоящего Двадцатого века».
- << Назад
- Вперёд