link2368 link2369 link2370 link2371 link2372 link2373 link2374 link2375 link2376 link2377 link2378 link2379 link2380 link2381 link2382 link2383 link2384 link2385 link2386 link2387 link2388 link2389 link2390 link2391 link2392 link2393 link2394 link2395 link2396 link2397 link2398 link2399 link2400 link2401 link2402 link2403 link2404 link2405 link2406 link2407 link2408 link2409 link2410 link2411 link2412 link2413 link2414 link2415 link2416 link2417 link2418 link2419 link2420 link2421 link2422 link2423 link2424 link2425 link2426 link2427 link2428 link2429 link2430 link2431 link2432 link2433 link2434 link2435 link2436 link2437 link2438 link2439 link2440 link2441 link2442 link2443 link2444 link2445 link2446 link2447 link2448 link2449 link2450 link2451 link2452 link2453 link2454 link2455 link2456 link2457 link2458 link2459 link2460 link2461 link2462 link2463 link2464 link2465 link2466 link2467 link2468 link2469 link2470 link2471 link2472 link2473 link2474 link2475 link2476 link2477 link2478 link2479 link2480 link2481 link2482 link2483 link2484 link2485 link2486 link2487 link2488 link2489 link2490 link2491 link2492 link2493 link2494 link2495 link2496 link2497 link2498 link2499 link2500 link2501 link2502 link2503 link2504 link2505 link2506 link2507 link2508 link2509 link2510 link2511 link2512 link2513 link2514 link2515

Лекции по культурологии: от средневековья до 1917 года — Светское начало в культуре России XVII века

Светское начало в культуре России XVII века

В XVII веке заметны несколько тенденций в развитии культуры:

1) Происходит дифференциация культуры — появляются новые отрасли, жанры, формы, произведения.

2) При сохранении ведущей роли церкви нарастает процесс обмирщения культуры, усиление в ней светских элементов.

3) Русская культура распространяется вширь, начинается взаимодействие с другими культурами в рамках формирующегося многонационального государства.

4) Появляется и усиливается западное влияние, вестернизация культурной сферы.

5) Сохраняется и усиливается огосударствление культуры, подчинение ее государству, в том числе и через церковь, также под контрольную государству.

Для развития просвещения огромное значение имело появление книгопечатания. Если до XVI века книги писались на дорогом пергаменте, то с XVI века стала использоваться более дешевая бумага. Первой русской книгой считается «Апостол», который был напечатан в 1564 году в типографии Ивана Федорова, русского первопечатника. В Московском царстве печатались церковные, учебные, научные, художественные книги, переводилась зарубежная литература. (В Европе первую книгу в 1450 году отпечатал Иоганн Гуттенберг.)

В частных и монастырских школах изучали грамматику, арифметику, церковные книги. Появились первые учебники. Грамотность была распространена среди духовенства, дворянства, купечества, горожан вообще. В 1687 году в Москве появилось первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия. (В Европе университеты появились в XI — XIII вв.)

Устное народное творчество отразило время Ивана Грозного, Смуту, самозванство, разинщину, сибирскую эпопею Ермака. В литературе появился новый жанр — сатирическая светская повесть о жизни и быте общества («Повесть о Шемякином суде» и др.). Белорус Симеон Полоцкий, воспитатель детей царя Алексея Михайловича, наряду с богословскими сочинениями писал светские стихотворения и пьесы, которые ставились в придворном театре. Выдающийся публицист и оратор протопоп Аввакум, сожженный за противодействие церковной реформе Никона, оставил свою автобиографию «Житие», ряд посланий, проповедей.

Значительный размах имело городское и храмовое зодчество. Альтернативой жилым домам из дерева, которые постоянно гибли в общегородских пожарах, стало каменное строительство, которое могли себе позволить князья, бояре, купцы. В честь присоединения Казанского ханства в Москве был построен Покровский собор, получивший название собора Василия Блаженного, в честь знаменитого юродивого, похороненного в соборе. В XVII веке в архитектуре утвердился русский национальный стиль — московский шатровый. Характерным для этого стиля считается царский дворец в селе Коломенское под Москвой.

Иконопись после предписания Стоглава (1551) — «писать иконы, как Андрей Рублев» — стало терять свою самобытность. В то же время в XVII веке в русской живописи появляется такой новый жанр, как портрет. Родоначальником портрета стал Симон Ушаков, талантливый иконописец.

Национальные традиции, обычаи, особенности быта получили отражение в «Домострое». Это универсальное руководство для организации семейной повседневной жизни составил в середине XVI века духовник Ивана Грозного Сильвестр, член Избранной Рады.

Официальной идеологией стало апология, т.е. неумеренное, чрезмерное восхваление самодержавной формы правления. Московские правители, начиная с Ивана IV, считали себя помазанниками Бога, выступали за жесткое централизованное управление, неограниченный характер царской власти, требовали безоговорочного подчинения себе, включая церковь. Идеи социальной справедливости и равенства, национальной независимости (самостийности на Украине), желание придерживаться особых религиозных концепций и обрядов жестоко преследовалось уголовным законодательством как бунт, крамола, богохульство, ересь и т.д. С закрепощением основной массы крестьянства многие формы и виды культуры становятся недоступными для основной массы населения. Церковь, народные гулянья, семья и кабак составляли основные элементы культурно-бытовой среды для большинства народа.

Итак, в XVII веке завершилась история древнерусской культуры, пронизанной церковным мировоззрением, зарождались элементы культуры нового времени, для которой характерен процесс всестороннего «обмирщения». В науке это проявилось в росте интереса и изучению и обобщения опыта с целью применения его в жизни; в литературе — в формировании демократичного светского направления; в архитектуре — в сближении облика культовых и гражданских построек; в живописи — в постепенном разрушении иконографических канонов и появлении реалистических тенденций.

Вы здесь: Главная Культурология Культурология (краткий курс) Лекции по культурологии: от средневековья до 1917 года