Лекции по культурологии: от средневековья до 1917 года — Светское начало в культуре России XVII века
- Лекции по культурологии: от средневековья до 1917 года
- ЕВРОПЕЙСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИДЕОЛОГИЯ ГУМАНИЗМА
- ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ
- ОСНОВЫ ПРОТЕСТАНТСКОЙ КУЛЬТУРЫ
- Научная революция XVII века
- Идеология европейского Просвещения
- Художественная культура Нового времени
- КУЛЬТУРА ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
- МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МОДЕРНА И ПОСТМОДЕРНА
- ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
- Древнерусская культура IХ-ХVI вв
- Светское начало в культуре России XVII века
- Преобразования в области культуры в XVIII веке
- Славянофилы и западники
Светское начало в культуре России XVII века
В XVII веке заметны несколько тенденций в развитии культуры:
1) Происходит дифференциация культуры — появляются новые отрасли, жанры, формы, произведения.
2) При сохранении ведущей роли церкви нарастает процесс обмирщения культуры, усиление в ней светских элементов.
3) Русская культура распространяется вширь, начинается взаимодействие с другими культурами в рамках формирующегося многонационального государства.
4) Появляется и усиливается западное влияние, вестернизация культурной сферы.
5) Сохраняется и усиливается огосударствление культуры, подчинение ее государству, в том числе и через церковь, также под контрольную государству.
Для развития просвещения огромное значение имело появление книгопечатания. Если до XVI века книги писались на дорогом пергаменте, то с XVI века стала использоваться более дешевая бумага. Первой русской книгой считается «Апостол», который был напечатан в 1564 году в типографии Ивана Федорова, русского первопечатника. В Московском царстве печатались церковные, учебные, научные, художественные книги, переводилась зарубежная литература. (В Европе первую книгу в 1450 году отпечатал Иоганн Гуттенберг.)
В частных и монастырских школах изучали грамматику, арифметику, церковные книги. Появились первые учебники. Грамотность была распространена среди духовенства, дворянства, купечества, горожан вообще. В 1687 году в Москве появилось первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия. (В Европе университеты появились в XI — XIII вв.)
Устное народное творчество отразило время Ивана Грозного, Смуту, самозванство, разинщину, сибирскую эпопею Ермака. В литературе появился новый жанр — сатирическая светская повесть о жизни и быте общества («Повесть о Шемякином суде» и др.). Белорус Симеон Полоцкий, воспитатель детей царя Алексея Михайловича, наряду с богословскими сочинениями писал светские стихотворения и пьесы, которые ставились в придворном театре. Выдающийся публицист и оратор протопоп Аввакум, сожженный за противодействие церковной реформе Никона, оставил свою автобиографию «Житие», ряд посланий, проповедей.
Значительный размах имело городское и храмовое зодчество. Альтернативой жилым домам из дерева, которые постоянно гибли в общегородских пожарах, стало каменное строительство, которое могли себе позволить князья, бояре, купцы. В честь присоединения Казанского ханства в Москве был построен Покровский собор, получивший название собора Василия Блаженного, в честь знаменитого юродивого, похороненного в соборе. В XVII веке в архитектуре утвердился русский национальный стиль — московский шатровый. Характерным для этого стиля считается царский дворец в селе Коломенское под Москвой.
Иконопись после предписания Стоглава (1551) — «писать иконы, как Андрей Рублев» — стало терять свою самобытность. В то же время в XVII веке в русской живописи появляется такой новый жанр, как портрет. Родоначальником портрета стал Симон Ушаков, талантливый иконописец.
Национальные традиции, обычаи, особенности быта получили отражение в «Домострое». Это универсальное руководство для организации семейной повседневной жизни составил в середине XVI века духовник Ивана Грозного Сильвестр, член Избранной Рады.
Официальной идеологией стало апология, т.е. неумеренное, чрезмерное восхваление самодержавной формы правления. Московские правители, начиная с Ивана IV, считали себя помазанниками Бога, выступали за жесткое централизованное управление, неограниченный характер царской власти, требовали безоговорочного подчинения себе, включая церковь. Идеи социальной справедливости и равенства, национальной независимости (самостийности на Украине), желание придерживаться особых религиозных концепций и обрядов жестоко преследовалось уголовным законодательством как бунт, крамола, богохульство, ересь и т.д. С закрепощением основной массы крестьянства многие формы и виды культуры становятся недоступными для основной массы населения. Церковь, народные гулянья, семья и кабак составляли основные элементы культурно-бытовой среды для большинства народа.
Итак, в XVII веке завершилась история древнерусской культуры, пронизанной церковным мировоззрением, зарождались элементы культуры нового времени, для которой характерен процесс всестороннего «обмирщения». В науке это проявилось в росте интереса и изучению и обобщения опыта с целью применения его в жизни; в литературе — в формировании демократичного светского направления; в архитектуре — в сближении облика культовых и гражданских построек; в живописи — в постепенном разрушении иконографических канонов и появлении реалистических тенденций.