link2220 link2221 link2222 link2223 link2224 link2225 link2226 link2227 link2228 link2229 link2230 link2231 link2232 link2233 link2234 link2235 link2236 link2237 link2238 link2239 link2240 link2241 link2242 link2243 link2244 link2245 link2246 link2247 link2248 link2249 link2250 link2251 link2252 link2253 link2254 link2255 link2256 link2257 link2258 link2259 link2260 link2261 link2262 link2263 link2264 link2265 link2266 link2267 link2268 link2269 link2270 link2271 link2272 link2273 link2274 link2275 link2276 link2277 link2278 link2279 link2280 link2281 link2282 link2283 link2284 link2285 link2286 link2287 link2288 link2289 link2290 link2291 link2292 link2293 link2294 link2295 link2296 link2297 link2298 link2299 link2300 link2301 link2302 link2303 link2304 link2305 link2306 link2307 link2308 link2309 link2310 link2311 link2312 link2313 link2314 link2315 link2316 link2317 link2318 link2319 link2320 link2321 link2322 link2323 link2324 link2325 link2326 link2327 link2328 link2329 link2330 link2331 link2332 link2333 link2334 link2335 link2336 link2337 link2338 link2339 link2340 link2341 link2342 link2343 link2344 link2345 link2346 link2347 link2348 link2349 link2350 link2351 link2352 link2353 link2354 link2355 link2356 link2357 link2358 link2359 link2360 link2361 link2362 link2363 link2364 link2365 link2366 link2367

Лекции по культурологии: от средневековья до 1917 года — Древнерусская культура IХ-ХVI вв

Древнерусская культура IХ-ХVI вв.- религиозно-нравственный аспект.

Период IX — XVI вв. охватывает время образования Древнерусского государства Киевская Русь, его распад и создание Московского царства.

Становление культуры этого периода связано с культурой восточных славян, но коренной поворот в развитии русской цивилизации произошел с принятием христианства в 988 году. Это обогатило русскую культуру.

В XI — XII вв. появились: летописание («Повесть временных лет», Псковская, Ипатьевская, Лаврентьевская, и др. летописи); переводные книги; оригинальная древнерусская литература, в основном жития и поучения («Слово о законе и благодати», «Слово о полку Игореве», «моление Даниила Заточника», «Поучение Мономаха детям» и др.). Получила распространение письменность (кириллица), что получило отражение в надписях на посуде, ремесленных изделиях, на стенах соборов (граффити), в берестяных грамотах. При княжеских дворах и монастырях появились первые школы. Детей обучали также частным, домашним образом. Важными центрами культуры и образованности были монастыри.

После 988 г. появилось каменное, в основном храмовое зодчество. Были построены двадцатипятиглавая Десятинная церковь в Киеве, Софийские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке, Успенский и Дмитровский соборы во Владимире, церковь Покрова-на-Нерли и другие, в большинстве своем сохранившиеся до наших дней. При строительстве использовались крестово-купольная конструкция, алтарь, апсиды, другие новые элементы. Соборы украшались иконами, фресками, мозаикой. При богослужении появилось церковное песнопение.

Произведениями искусства были изделия некоторых ремесленников — ювелиров, оружейников, гончаров и др. их продукция шла на экспорт наряду с мехами, медом, другими товарами.

С принятием христианства семья стала моногамной. Запрещалось многоженство, наложничество (конкубинат). Возросла ответственность отцов за воспитание детей и материальное благополучие семьи, но усилилась зависимость женщины от мужчины. При оформлении свода русского законодательства — Русской правды (первая половина XI в.) — широко использовались не только обычное право и княжеские решения (прецеденты), но и византийское каноническое право и нормы международных договоров. Церковь имела особый статус и юрисдикцию.

Христианизация русской культуры, русского сознания продолжалась длительное время. Некоторые языческие, дохристианские обычаи, обряды сохранились до наших дней (например, проводы зимы, колядование на Рождество и т.д.). Славянское язычество и православие ориентировались на одни и те же нравственные критерии. Христианство регулировало преимущественно социальные отношения, а язычество — взаимоотношения человека с природой.

Древняя Русь в период своего расцвета была единым древнерусским государством с единым древнерусским языком, единой древнерусской культурой.

Но степень культурного единства была недостаточно высокой. В культурно-бытовой сфере различных территорий обширной Восточно-Европейской равнины существовали свои особенности. В период феодальной раздробленности удельные князья видели в культуре способ утверждения собственного превосходства и удовлетворения личных амбиций. Местные летописи изображали события с позиций местного князя. Поощрялось развитие местных иконописных, архитектурных, ремесленных и других школ, особенных черт.

Монголо-татарский разгром древнерусских городов нанес тяжелейший урон древнерусской культуре. Сгорели летописи, иконы, рукописные книги и произведения ремесла. Погибли или были уведены в Орду многие ремесленники. Были утрачены десятки ремесел. Прекратилось строительство каменных храмов. Ослабли международные культурные контакты.

Хранительницей русской культуры выступали православная церковь, которая укрепила свои позиции и получила особый правовой статус от ордынцев. В XIV в. Сергием Радонежским был основан Троице-Сергиев монастырь.

В Московском княжестве большое значение придавалось развитию материальной культуры, связанной с обеспечением обороноспособности страны. В 1382 г. появилось огнестрельное оружие — «тюфяки». В XV в. был создан Пушечный двор. При Дмитрии Донском был построен Кремль из белого камня, выдержавший осады литовцев и татар (возникло выражение «Москва белокаменная»). При Иване III Москва была защищена стенами и башнями из красного камня. Ряд дворцов и соборов в Кремле (Успенский, Благовещенский и др.) был создан при участии русских и итальянских зодчих, например Аристотеля Фиорованти. Характер крепостей имели кремли в Смоленске, Туле, а также монастыри: Новодевичий — в Москве, Троице-Сергиев — в Загорске, Тихвинский монастырь и др.

Церкви и монастыри расписывались искусными иконописцами, среди которых наивысшего мастерства достигли Феофан Грек и Андрей Рублев. «Троица» Рублева воспринималась современниками как призыв к единению. Летописи, жития святых составлялись в монастырях. Там же переводились и переписывались книги из Византии, Польши, Италии, Германии.

Развитие культуры в этот период проходило под государственным и церковным контролем. Церковь стремилась сохранить и упрочить свой особый материальный и правовой статус, который сформировался еще в условиях монгольского ига. Духовенство хотело самостоятельно выдвигать из своей среды митрополита, кандидатура которого подлежала утверждению константинопольским патриархом. К помощи государства Русская Православная церковь прибегала для преследования еретиков(понятие «ересь» означает «заблуждение»). Сторонники новгородско-псковской ереси (стригольники) во второй половине XIV–начале XVвв.

Выступали против социального неравенства, церковного гнета, монастырского землевладения, покупки и продажи церковных должностей и духовного сана духовенством, отвергали таинства, церковную иерархию. Подверглись репрессиям. Сторонники новгородско-московской ереси (жидовствующие), участники движения конца XV — начала XVI вв. в Новгороде и Москве, отрицали авторитет церкви, многие обряды и догматы православия. Сторонники ереси первоначально использовались Иваном III в борьбе с боярством и церковью, но с укреплением самодержавной власти подверглись гонениям. В конце XV — начале XVI вв. идеологи нестяжателей (заволжских старцев) Нил Сорский, Вассиан Косой и другие, проповедовавшие аскетизм, уход от мира, выступили с требованием отказа церкви от земельной собственности и права вмешиваться в дела государства. Против нестяжателей выступили иосифляне (осифляне), сторонники основателя и игумена Иосифо-Волоколамского монастыря Иосифа Волоцкого, который в книге «Просветитель», в многочисленных посланиях отстаивал незыблемость церковных догм, защищал церковно-монастырское землевладение. Нестяжатели были осуждены на церковных соборах в 1503, 1531 годах. Государственная власть поддержала иосифлян. Сам Иосиф Волоцкий был канонизирован. На Руси еретиков обычно лишали возможности продолжать прежнюю деятельность, предавали анафеме (проклинали и отлучали от церкви), ссылали и даже казнили сожжением в деревянных срубах. Идейно-теоретическая, духовная борьба внутри церкви отражала развитие общественной мысли в целом, различия в представлениях о путях дальнейшего развития страны.

Таким образом, к основным культурологическим идеям Руси IX — XVI вв. можно отнести следующие:

· линейное осмысление истории от сотворения христианским Богом человека к жизни людей во грехе и Апокалипсису («концу света») до второго пришествия Иисуса Христа, осуществления божьего суда и восстановления рая на Земле;

· толкование символов веры, догматики и культа христианства, их противопоставление «варварскому» язычеству;

· объяснение и распространение норм (заповедей) христианской морали как подлинно истинных и необходимых;

· описание жизни первых святых на Руси как богоугодной и образцовой, как примера для подражания;

· поиск и систематизация признаков «сильного» князя, умного руководителя и наиболее близкого к богу лица (человека);

· первое понимание гражданственности и государственности в соотношении с народностью, самоуправлением;

· зарождение христианского стиля в изобразительном искусстве, архитектуре, музыке;

· сохранение языческих воззрений, политеистического восприятия жизни и быта восточных славян;

· появление государственной идеологии, где Россия стала считать себя защитницей истинного христианства. Мессианские амбиции русских правителей в течение нескольких веков определяла формула: «Москва — третий Рим, второй Константинополь».

Вы здесь: Главная Культурология Культурология (краткий курс) Лекции по культурологии: от средневековья до 1917 года