link3700 link3701 link3702 link3703 link3704 link3705 link3706 link3707 link3708 link3709 link3710 link3711 link3712 link3713 link3714 link3715 link3716 link3717 link3718 link3719 link3720 link3721 link3722 link3723 link3724 link3725 link3726 link3727 link3728 link3729 link3730 link3731 link3732 link3733 link3734 link3735 link3736 link3737 link3738 link3739 link3740 link3741 link3742 link3743 link3744 link3745 link3746 link3747 link3748 link3749 link3750 link3751 link3752 link3753 link3754 link3755 link3756 link3757 link3758 link3759 link3760 link3761 link3762 link3763 link3764 link3765 link3766 link3767 link3768 link3769 link3770 link3771 link3772 link3773 link3774 link3775 link3776 link3777 link3778 link3779 link3780 link3781 link3782 link3783 link3784 link3785 link3786 link3787 link3788 link3789 link3790 link3791 link3792 link3793 link3794 link3795 link3796 link3797 link3798 link3799 link3800 link3801 link3802 link3803 link3804 link3805 link3806 link3807 link3808 link3809 link3810 link3811 link3812 link3813 link3814 link3815 link3816 link3817 link3818 link3819 link3820 link3821 link3822 link3823 link3824 link3825 link3826 link3827 link3828 link3829 link3830 link3831 link3832 link3833 link3834 link3835 link3836 link3837 link3838 link3839 link3840 link3841 link3842 link3843 link3844 link3845 link3846 link3847

Лекции по культурологии: от средневековья до 1917 года — МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МОДЕРНА И ПОСТМОДЕРНА

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МОДЕРНА И ПОСТМОДЕРНА

Современная эпоха идентифицируется как эпоха постмодерна, как уже целое явление в культуре, в которой проявляется определенный способ восприятия мира, образ жизни и мировоззрение индивидов.

Постмодернизм как новое "видение" мира выступает характеристикой особого мировосприятия и мироощущения современного человека на новой стадии развития цивилизации (прежде всего европейской), а также представляет собой концепцию "духа времени" XX века, включающую многозначные контексты духовного развития и социальных метаморфоз.

Как бы не характеризовать современность, ясно, что она отмечена чертами кризисности (недаром слово "кризис" сегодня заменило собой слово "прогресс" — центральное в общеполитическом лексиконе Просвещения) и переходности к чему-то принципиально иному. Переход этот — не просто смена дат, одного века на другой, но нечто более глубокое. Вполне возможно, что в прошлое уходит не только XX век, но и целая историческая эпоха, как бы ее ни называть.

Если первоначально постмодернизм представлял собой совокупное образование наметившихся в последние десятилетия некоторых узких, локальных тенденций в культурном самосознании Запада, то в настоящее время он приобрел более широкий характер воздействия на общественные процессы.

Постмодернизм означает эпоху истории западной цивилизации и отказ от проекта "модерн". В культурно эстетическом плане постмодернизм выступает как «негативное» освоение опыта художественного авангарда («модернизма» как эстетического феномена). Однако в отличии от авангарда, ряд течений которого не порывал с характерным для классики дидактически –профетическим пониманием искусства, постмодернизм полностью стирает грань между прежде самостоятельными сферами духовной культуры и уровнями сознания — между «научным и «обыденным» сознанием,»высоким искусством» и «китчем». Представители постмодернизма характеризуют модернистскую культуру и искусство как феномены устаревшего прошлого. Постмодернизм закрепляет переход от «произведения» к «конструкции, от искусства как деятельности по созданию произведений к деятельности по поводу этой деятельности.

Постмодернисты заявляют о «смерти» искусства модерна и «безрезультатности» его культуры по поводу поиска новых эстетических ценностей и художественных средств «освоения» мира. Они указывают на то что не существует перспективы художественного осмысления реальности, не существует"общности" художника с миром — мир «фрагментарен» и «неуловим» и более того существует в стадии «распада». Следует заниматься «разоблачением» реальности при помощи иронии и перфоманса.

Постмодернизм предлагает:

1) Вся история мировой цивилизации есть не более чем история «мировоззренческих комплексов» человечества. Следует посредством «недоверия к метарассказам» проявить позитивную подозрительность к «центральным мифологемам и фикциям», выработанных историей;

2) Использование культурного опыта цивилизации как "текста" в целях конструирования своего собственного смыслообразующего пространства новой децентрированной "квазиреальности", которая не содержит в себе высшего принципа или абсолюта.

3) Разрушение эстетики как метафизического принципа. Наделение понятий "ирония", "игра", "неопределенность", "случайность" единственно законным статусом значимости и предпочтения в осмыслении мира.

4) Считать в равной мере невозможным и бесполезным пытаться устанавливать какой-либо иерархический порядок или какие-либо системы приоритетов в социуме и жизнедеятельности людей. Если они и допускают существование некой «устраивающей» их модели мира, то основанной лишь на максимальной энтропии.

5) Признание плюралистичности мира как совокупности универсумов — вместо монизма; утверждение понятий bricolage и резомность как основополагающих принципов динамики культурной жизни.

Как известно, дословно bricolage (фр.) — действовать уловками. Бильярдный термин, означающий послать шар к борту, чтобы он, оттолкнувшись, пошел в обратном направлении и попал в лузу. Термин введен в научный оборот структуралистами. В применении к современности это, по сути, профанация. Ризомаже– термин заимствованный из биологии. Ризома — это способ роста корня у некоторых растений. Раздробленное множество разнородных образований. Беспорядочное возникновение множественности, движение, у которого нет вектора. «Расшифровка» последнего пункта, непосредственным образом связана с культурологическим подходом в рассмотрении феномена постмодерна. и эволюцией "кризиса" искусства постмодернистского толка.

Постмодернизм не может быть определен как элементарная однозначная культурная реакция на определенное общественное состояние. Постмодерн есть в первую очередь выражение переходного состояния общества и культуры. В плане социальной прагматики постмодернизм может быть понят как выражение новой ситуации, в которой общество и культура пытаются обнаружить продуктивные связи традиции и инновации, сохранения и обновления социальных форм. Именно это определяет сущность и смысл данного феномена.

Вы здесь: Главная Культурология Культурология (краткий курс) Лекции по культурологии: от средневековья до 1917 года