Лекции по культурологии: от средневековья до 1917 года — МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МОДЕРНА И ПОСТМОДЕРНА
- Лекции по культурологии: от средневековья до 1917 года
- ЕВРОПЕЙСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИДЕОЛОГИЯ ГУМАНИЗМА
- ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ
- ОСНОВЫ ПРОТЕСТАНТСКОЙ КУЛЬТУРЫ
- Научная революция XVII века
- Идеология европейского Просвещения
- Художественная культура Нового времени
- КУЛЬТУРА ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
- МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МОДЕРНА И ПОСТМОДЕРНА
- ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
- Древнерусская культура IХ-ХVI вв
- Светское начало в культуре России XVII века
- Преобразования в области культуры в XVIII веке
- Славянофилы и западники
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МОДЕРНА И ПОСТМОДЕРНА
Современная эпоха идентифицируется как эпоха постмодерна, как уже целое явление в культуре, в которой проявляется определенный способ восприятия мира, образ жизни и мировоззрение индивидов.
Постмодернизм как новое "видение" мира выступает характеристикой особого мировосприятия и мироощущения современного человека на новой стадии развития цивилизации (прежде всего европейской), а также представляет собой концепцию "духа времени" XX века, включающую многозначные контексты духовного развития и социальных метаморфоз.
Как бы не характеризовать современность, ясно, что она отмечена чертами кризисности (недаром слово "кризис" сегодня заменило собой слово "прогресс" — центральное в общеполитическом лексиконе Просвещения) и переходности к чему-то принципиально иному. Переход этот — не просто смена дат, одного века на другой, но нечто более глубокое. Вполне возможно, что в прошлое уходит не только XX век, но и целая историческая эпоха, как бы ее ни называть.
Если первоначально постмодернизм представлял собой совокупное образование наметившихся в последние десятилетия некоторых узких, локальных тенденций в культурном самосознании Запада, то в настоящее время он приобрел более широкий характер воздействия на общественные процессы.
Постмодернизм означает эпоху истории западной цивилизации и отказ от проекта "модерн". В культурно эстетическом плане постмодернизм выступает как «негативное» освоение опыта художественного авангарда («модернизма» как эстетического феномена). Однако в отличии от авангарда, ряд течений которого не порывал с характерным для классики дидактически –профетическим пониманием искусства, постмодернизм полностью стирает грань между прежде самостоятельными сферами духовной культуры и уровнями сознания — между «научным и «обыденным» сознанием,»высоким искусством» и «китчем». Представители постмодернизма характеризуют модернистскую культуру и искусство как феномены устаревшего прошлого. Постмодернизм закрепляет переход от «произведения» к «конструкции, от искусства как деятельности по созданию произведений к деятельности по поводу этой деятельности.
Постмодернисты заявляют о «смерти» искусства модерна и «безрезультатности» его культуры по поводу поиска новых эстетических ценностей и художественных средств «освоения» мира. Они указывают на то что не существует перспективы художественного осмысления реальности, не существует"общности" художника с миром — мир «фрагментарен» и «неуловим» и более того существует в стадии «распада». Следует заниматься «разоблачением» реальности при помощи иронии и перфоманса.
Постмодернизм предлагает:
1) Вся история мировой цивилизации есть не более чем история «мировоззренческих комплексов» человечества. Следует посредством «недоверия к метарассказам» проявить позитивную подозрительность к «центральным мифологемам и фикциям», выработанных историей;
2) Использование культурного опыта цивилизации как "текста" в целях конструирования своего собственного смыслообразующего пространства новой децентрированной "квазиреальности", которая не содержит в себе высшего принципа или абсолюта.
3) Разрушение эстетики как метафизического принципа. Наделение понятий "ирония", "игра", "неопределенность", "случайность" единственно законным статусом значимости и предпочтения в осмыслении мира.
4) Считать в равной мере невозможным и бесполезным пытаться устанавливать какой-либо иерархический порядок или какие-либо системы приоритетов в социуме и жизнедеятельности людей. Если они и допускают существование некой «устраивающей» их модели мира, то основанной лишь на максимальной энтропии.
5) Признание плюралистичности мира как совокупности универсумов — вместо монизма; утверждение понятий bricolage и резомность как основополагающих принципов динамики культурной жизни.
Как известно, дословно bricolage (фр.) — действовать уловками. Бильярдный термин, означающий послать шар к борту, чтобы он, оттолкнувшись, пошел в обратном направлении и попал в лузу. Термин введен в научный оборот структуралистами. В применении к современности это, по сути, профанация. Ризомаже– термин заимствованный из биологии. Ризома — это способ роста корня у некоторых растений. Раздробленное множество разнородных образований. Беспорядочное возникновение множественности, движение, у которого нет вектора. «Расшифровка» последнего пункта, непосредственным образом связана с культурологическим подходом в рассмотрении феномена постмодерна. и эволюцией "кризиса" искусства постмодернистского толка.
Постмодернизм не может быть определен как элементарная однозначная культурная реакция на определенное общественное состояние. Постмодерн есть в первую очередь выражение переходного состояния общества и культуры. В плане социальной прагматики постмодернизм может быть понят как выражение новой ситуации, в которой общество и культура пытаются обнаружить продуктивные связи традиции и инновации, сохранения и обновления социальных форм. Именно это определяет сущность и смысл данного феномена.