link2516 link2517 link2518 link2519 link2520 link2521 link2522 link2523 link2524 link2525 link2526 link2527 link2528 link2529 link2530 link2531 link2532 link2533 link2534 link2535 link2536 link2537 link2538 link2539 link2540 link2541 link2542 link2543 link2544 link2545 link2546 link2547 link2548 link2549 link2550 link2551 link2552 link2553 link2554 link2555 link2556 link2557 link2558 link2559 link2560 link2561 link2562 link2563 link2564 link2565 link2566 link2567 link2568 link2569 link2570 link2571 link2572 link2573 link2574 link2575 link2576 link2577 link2578 link2579 link2580 link2581 link2582 link2583 link2584 link2585 link2586 link2587 link2588 link2589 link2590 link2591 link2592 link2593 link2594 link2595 link2596 link2597 link2598 link2599 link2600 link2601 link2602 link2603 link2604 link2605 link2606 link2607 link2608 link2609 link2610 link2611 link2612 link2613 link2614 link2615 link2616 link2617 link2618 link2619 link2620 link2621 link2622 link2623 link2624 link2625 link2626 link2627 link2628 link2629 link2630 link2631 link2632 link2633 link2634 link2635 link2636 link2637 link2638 link2639 link2640 link2641 link2642 link2643 link2644 link2645 link2646 link2647 link2648 link2649 link2650 link2651 link2652 link2653 link2654 link2655 link2656 link2657 link2658 link2659 link2660 link2661 link2662 link2663

Лекции по культурологии: от средневековья до 1917 года — Преобразования в области культуры в XVIII веке

Преобразования в области культуры в XVIII веке. Развитие науки и просвещения

Петровские реформы означали мощный прорыв, прежде всего в культурной жизни. Стала формироваться культура в современном понимании этого термина.

1) Преобладающей тенденцией становится усиление западного влияния. Возникает проблема подражательства западной культуре, некритического заимствования ряда ее элементов.

2) Серьезной проблемой становится подчинение, в том числе и в культурном отношении, новых территорий. Начался процесс русификации Прибалтики, Польши, Украины, Кавказа, Средней Азии, но в отношении более отсталых восточных земель русификация имела естественный, добровольный и полезный характер.

3) Происходит решительное обмирщение культуры, которая приобретает ярко выраженный светский характер. Сфера культурного влияния церкви постоянно сокращается.

4) В связи с созданием сети учебных заведений и возрастающими потребностями государства начинает формироваться слой российской интеллигенции, к которой применительно к XVIII в. можно достаточно условно отнести офицеров, государственных чиновников, профессиональных педагогов, ученых, инженеров, актеров.

В культурной сфере на первое место выдвигается просвещение. При Петре I наряду с церковными возникли светские (цифирные) школы, в которых изучали математику, навигацию и другие предметы. Навигацкая, Артиллерийская и другие школы готовили специалистов для армии, флота, государственной службы. В 1725 г. был основан Петербургский университет, в 1755 г. — Московский, в 1783 г. появилось горное училище (ныне Горный институт в Петербурге), первое высшее техническое учебное заведение России. При Екатерине II впервые возникла стройная система народного образования, в основе которой были начальные училища. Священников стали готовить в духовных семинариях, а светское гражданское образование получали в гимназиях. Образование носило сословный характер. Только для дворян в 1730 г. был создан закрытый Кадетский корпус. Для дворян образование было обязательным. Обычным стало получение образования за границей или с помощью частных учителей — гувернеров, часто также иностранцев. Смольный институт давал образование преимущественно дворянским девочкам. Для основной массы населения получение образования было весьма проблематичным.

Параллельно с просвещением развивалась российская наука. В 1725 г. открылся главный научный центр страны — Академия наук. Сначала ученые в ней были иностранные, приглашенные, но затем появились и свои. Изучались природные условия страны, ресурсы, полезные ископаемые, составлялись карты, атласы, описания. Появились профессиональные исторические сочинения. При АН возник первый естесственно-исторический музей — Кунсткамера. Гениальным энциклопедистом XVIII в. был Михаил Васильевич Ломоносов (1711 — 1765), которому принадлежит ряд открытий в физике, математике, химии, а также осуществление ряда проектов. Ломоносов выдвинул идею Северного морского пути, написал «Древнюю Российскую историю» и первую научную грамматику русского языка, наладил производство мозаичных панно, русского фарфора, содействовал открытию университета в Москве.

В области техники русские изобретатели работали в русле общеевропейских традиций. Иван Ползунов изобрел паровую машину. Иван Кулибин придумал массу оригинальных механизмов и конструкций, которые использовались царским двором. Выдающимся изобретателем оригинальных станков, механизмов был А.К. Нартов. После Петра Великого, который сам владел 14 ремеслами, долгое время было некому по достоинству оценить и финансировать русские достижения. Более простым казалось закупить новинки за рубежом.

Печатное слово обретало все большую значимость. При Петре I появилась первая газета — «Ведомости», журнал, новые типографии. Во второй половине XVIII в. в поэзии заметный след оставили Г.Р. Державин, М.В. Ломоносов, В.К. Тредиаковский, в прозе — Д.И. Фонвизин, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев. Публицистом и литератором была Екатерина II. Российская академия под руководством Е.Р. Дашковой специально занималась проблемами русского языка. Был составлен словарь русского языка.

XVIII век был благодатным временем для архитектуры. Многие объекты, украшающие обе российские столицы, были построены в эти сто лет.

Самого Петра Великого принято считать автором идеи генерального плана Санкт-Петербурга, проектов Петропавловской крепости, Адмиралтейства, типовых проектов застройки Санкт-Петербурга жилыми домами для знатных и для «подлых» людей. Детальная разработка первого плана северной столицы осуществлена П.М. Еропкиным. Он же перевел на русский язык первую книгу по архитектуре. При Петре I Д. Трезини построил Петропавловскую крепость, здание Двенадцати коллегий (ныне Санкт-Петербургский государственный университет), Летний дворец.

В 1703 — 1760-х гг. в архитектуре преобладал роскошный, яркий, в чем-то вычурный стиль барокко. В этом стиле крупнейшим мастером В.В. Растрелли были построены Зимний дворец и Смольный монастырь, Екатерининский дворец в Царском Селе и Большой дворец в Петергофе, Андреевская церковь в Киеве.

С 1760-х до 1840-х годов преобладал классицизм. В.И. Баженов построил Пашков дом в Москве (здание Библиотеки им. В.И. Ленина), Михайловский замок в Петербурге. М.Ф. Казаков в этом стиле выстроил старое здание Московского университета и Дворянского собрания с Колонным залом в Москве. В Петербурге яркий представитель классицизма Д. Кваренги построил павильон «Концертный зал» и Александровский дворец в Царском Селе, Ассигнационный банк (ныне Университет экономики и финансов), Эрмитажный театр, Смольный институт. А. Ринальди построил павильон «Катальная горка» и Китайский дворец в Ораниенбауме (Ломоносов), Мраморный дворец в Петербурге и дворец в Гатчине.

В живописи наибольшее развитие получил портрет. Галерею прекрасных образов создали художники И.П. Аргунов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский и другие.

В середине XVIII в. Ф.Г. Волковым в правление Елизаветы Петровны был основан первый русский профессиональный театр в Ярославле, создано несколько десятков крепостных театров. Частыми гостями в России были зарубежные театральные группы.

В XVIII в. плодами культуры, поверхностной вестернизацией пользовалась меньшая часть общества. Создателями, носителями культуры были по преимуществу дворяне, зачастую иностранцы.

В XVIII в. российские правители сделали крупные приобретения, которые поныне составляют гордость страны: коллекция скульптур для Летнего сада, картины для Эрмитажа, редкости и уникальные вещи для Кунсткамеры, ювелирные изделия для Золотого и Алмазного фондов, Оружейной палаты. В качестве меценатов выступали члены царской семьи, крупные землевладельцы, церковь.

Многие авторы считают, что в результате реформ Петра I произошел социокультурный раскол российского общества. Дворянство ориентировалось в культурном отношении на Запад. Большинство населения, податные сословия продолжали жить в условиях патриархального быта.

Таким образом, русское искусство XVIII в. явилось новым этапом в развитии отечественной культуры, когда европейские тенденции были усвоены и синтезированы с национальными художественными традициями и в духовной культуре общества произошел решительный сдвиг, который обусловил наступление «золотого века» русского искусства и литературы начала XIX века.

Вы здесь: Главная Культурология Культурология (краткий курс) Лекции по культурологии: от средневековья до 1917 года