Лекции по культурологии: от средневековья до 1917 года — Преобразования в области культуры в XVIII веке
- Лекции по культурологии: от средневековья до 1917 года
- ЕВРОПЕЙСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИДЕОЛОГИЯ ГУМАНИЗМА
- ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ
- ОСНОВЫ ПРОТЕСТАНТСКОЙ КУЛЬТУРЫ
- Научная революция XVII века
- Идеология европейского Просвещения
- Художественная культура Нового времени
- КУЛЬТУРА ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
- МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МОДЕРНА И ПОСТМОДЕРНА
- ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
- Древнерусская культура IХ-ХVI вв
- Светское начало в культуре России XVII века
- Преобразования в области культуры в XVIII веке
- Славянофилы и западники
Преобразования в области культуры в XVIII веке. Развитие науки и просвещения
Петровские реформы означали мощный прорыв, прежде всего в культурной жизни. Стала формироваться культура в современном понимании этого термина.
1) Преобладающей тенденцией становится усиление западного влияния. Возникает проблема подражательства западной культуре, некритического заимствования ряда ее элементов.
2) Серьезной проблемой становится подчинение, в том числе и в культурном отношении, новых территорий. Начался процесс русификации Прибалтики, Польши, Украины, Кавказа, Средней Азии, но в отношении более отсталых восточных земель русификация имела естественный, добровольный и полезный характер.
3) Происходит решительное обмирщение культуры, которая приобретает ярко выраженный светский характер. Сфера культурного влияния церкви постоянно сокращается.
4) В связи с созданием сети учебных заведений и возрастающими потребностями государства начинает формироваться слой российской интеллигенции, к которой применительно к XVIII в. можно достаточно условно отнести офицеров, государственных чиновников, профессиональных педагогов, ученых, инженеров, актеров.
В культурной сфере на первое место выдвигается просвещение. При Петре I наряду с церковными возникли светские (цифирные) школы, в которых изучали математику, навигацию и другие предметы. Навигацкая, Артиллерийская и другие школы готовили специалистов для армии, флота, государственной службы. В 1725 г. был основан Петербургский университет, в 1755 г. — Московский, в 1783 г. появилось горное училище (ныне Горный институт в Петербурге), первое высшее техническое учебное заведение России. При Екатерине II впервые возникла стройная система народного образования, в основе которой были начальные училища. Священников стали готовить в духовных семинариях, а светское гражданское образование получали в гимназиях. Образование носило сословный характер. Только для дворян в 1730 г. был создан закрытый Кадетский корпус. Для дворян образование было обязательным. Обычным стало получение образования за границей или с помощью частных учителей — гувернеров, часто также иностранцев. Смольный институт давал образование преимущественно дворянским девочкам. Для основной массы населения получение образования было весьма проблематичным.
Параллельно с просвещением развивалась российская наука. В 1725 г. открылся главный научный центр страны — Академия наук. Сначала ученые в ней были иностранные, приглашенные, но затем появились и свои. Изучались природные условия страны, ресурсы, полезные ископаемые, составлялись карты, атласы, описания. Появились профессиональные исторические сочинения. При АН возник первый естесственно-исторический музей — Кунсткамера. Гениальным энциклопедистом XVIII в. был Михаил Васильевич Ломоносов (1711 — 1765), которому принадлежит ряд открытий в физике, математике, химии, а также осуществление ряда проектов. Ломоносов выдвинул идею Северного морского пути, написал «Древнюю Российскую историю» и первую научную грамматику русского языка, наладил производство мозаичных панно, русского фарфора, содействовал открытию университета в Москве.
В области техники русские изобретатели работали в русле общеевропейских традиций. Иван Ползунов изобрел паровую машину. Иван Кулибин придумал массу оригинальных механизмов и конструкций, которые использовались царским двором. Выдающимся изобретателем оригинальных станков, механизмов был А.К. Нартов. После Петра Великого, который сам владел 14 ремеслами, долгое время было некому по достоинству оценить и финансировать русские достижения. Более простым казалось закупить новинки за рубежом.
Печатное слово обретало все большую значимость. При Петре I появилась первая газета — «Ведомости», журнал, новые типографии. Во второй половине XVIII в. в поэзии заметный след оставили Г.Р. Державин, М.В. Ломоносов, В.К. Тредиаковский, в прозе — Д.И. Фонвизин, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев. Публицистом и литератором была Екатерина II. Российская академия под руководством Е.Р. Дашковой специально занималась проблемами русского языка. Был составлен словарь русского языка.
XVIII век был благодатным временем для архитектуры. Многие объекты, украшающие обе российские столицы, были построены в эти сто лет.
Самого Петра Великого принято считать автором идеи генерального плана Санкт-Петербурга, проектов Петропавловской крепости, Адмиралтейства, типовых проектов застройки Санкт-Петербурга жилыми домами для знатных и для «подлых» людей. Детальная разработка первого плана северной столицы осуществлена П.М. Еропкиным. Он же перевел на русский язык первую книгу по архитектуре. При Петре I Д. Трезини построил Петропавловскую крепость, здание Двенадцати коллегий (ныне Санкт-Петербургский государственный университет), Летний дворец.
В 1703 — 1760-х гг. в архитектуре преобладал роскошный, яркий, в чем-то вычурный стиль барокко. В этом стиле крупнейшим мастером В.В. Растрелли были построены Зимний дворец и Смольный монастырь, Екатерининский дворец в Царском Селе и Большой дворец в Петергофе, Андреевская церковь в Киеве.
С 1760-х до 1840-х годов преобладал классицизм. В.И. Баженов построил Пашков дом в Москве (здание Библиотеки им. В.И. Ленина), Михайловский замок в Петербурге. М.Ф. Казаков в этом стиле выстроил старое здание Московского университета и Дворянского собрания с Колонным залом в Москве. В Петербурге яркий представитель классицизма Д. Кваренги построил павильон «Концертный зал» и Александровский дворец в Царском Селе, Ассигнационный банк (ныне Университет экономики и финансов), Эрмитажный театр, Смольный институт. А. Ринальди построил павильон «Катальная горка» и Китайский дворец в Ораниенбауме (Ломоносов), Мраморный дворец в Петербурге и дворец в Гатчине.
В живописи наибольшее развитие получил портрет. Галерею прекрасных образов создали художники И.П. Аргунов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский и другие.
В середине XVIII в. Ф.Г. Волковым в правление Елизаветы Петровны был основан первый русский профессиональный театр в Ярославле, создано несколько десятков крепостных театров. Частыми гостями в России были зарубежные театральные группы.
В XVIII в. плодами культуры, поверхностной вестернизацией пользовалась меньшая часть общества. Создателями, носителями культуры были по преимуществу дворяне, зачастую иностранцы.
В XVIII в. российские правители сделали крупные приобретения, которые поныне составляют гордость страны: коллекция скульптур для Летнего сада, картины для Эрмитажа, редкости и уникальные вещи для Кунсткамеры, ювелирные изделия для Золотого и Алмазного фондов, Оружейной палаты. В качестве меценатов выступали члены царской семьи, крупные землевладельцы, церковь.
Многие авторы считают, что в результате реформ Петра I произошел социокультурный раскол российского общества. Дворянство ориентировалось в культурном отношении на Запад. Большинство населения, податные сословия продолжали жить в условиях патриархального быта.
Таким образом, русское искусство XVIII в. явилось новым этапом в развитии отечественной культуры, когда европейские тенденции были усвоены и синтезированы с национальными художественными традициями и в духовной культуре общества произошел решительный сдвиг, который обусловил наступление «золотого века» русского искусства и литературы начала XIX века.